Граждане и предприятия обязаны уплачивать налоги в пользу государства, которое предоставляет им возможность работать и зарабатывать.
Чтобы законодательство о налогах и сборах беспрекословно соблюдалось, налоговые периодически осуществляют соответствующие проверки.
Разновидности проверок
Налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Каждая из них имеет свои цели, принципы, сроки и место проведения, а также особенности оформления и обжалования. Основная цель таких проверок – обеспечение правильности, своевременности и полноты уплаты налогов и различных сборов.
Камеральная проверка совершается однократно и может длиться до трех месяцев со дня подачи декларации и подтверждающих документов по месту нахождения налоговой инспекции. Камеральный контроль обладает высокой эффективностью, он позволяет охватить большее число налогоплательщиков (до 90 %). По его итогам определяются «кандидаты» на применение выездной проверки.
Выездная происходит согласно решению руководства налоговой инспекции по месту пребывания налогоплательщика. Ее длительность – до двух месяцев, но в особых случаях она может быть увеличена до четырех-шести месяцев (если речь идет, например, о крупнейшем налогоплательщике). Не допускается более двух проверок одного проверяемого по одним и тем же параметрам в течение года. Основаниями для такого контроля могут быть реорганизация и ликвидация предприятия, проверка деятельности подчиненных налоговых структур.
Определение и законодательное регулирование
Основанием для проведения процедуры является бухгалтерская и налоговая отчетность – налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, сданные в инспекцию налогоплательщиком, а также подтверждающие документы. Отчетность предоставляется в бумажном или электронном виде по установленной форме.
Целями проверки являются:
- контроль за правильным применением норм налогового права;
- пресечение налоговых правонарушений;
- оценка достоверности отчетных показателей;
- проверка обоснованности льгот и вычетов, предъявленных в декларации.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Порядок проведения
Для начала камерального контроля не нужно приказа руководителя налоговой, разрешения налогоплательщика, отправки уведомления. Он осуществляется в срок до 3-х месяцев с момента предоставления декларации и пакета документов в инспекцию лично или получения их по почте. Проверка совершается только один раз.
Процесс состоит из следующих действий:
- принятие и регистрация декларации и других документов;
- визуальный контроль правильного внешнего вида документов;
- арифметический контроль данных;
- камеральный контроль документов;
- нормативный контроль документов (если требуется);
- завершение проверки и подготовка акта (если требуется).
При выявлении в ходе проверки нарушений, налогоплательщик обязан предоставить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию в течение пяти рабочих дней в письменном виде лично, почтовым отправлением или по телекоммуникационным каналам связи. Они могут подтверждаться различными документами. Для внесения изменений подается уточненная декларация.
Если в ходе проверки нарушения не выявлены, она завершается автоматически, о чем налогоплательщику не сообщается.
Правила оформления акта
Если выявляются нарушения, факты неправильного исчисления налогов, то в течение десяти рабочих дней согласно статье 100 НК РФ составляется акт камеральной проверки.
Акт содержит следующую информацию:
- дату (момент подписания) и номер;
- ФИО и должности проверяющих;
- ФИО или наименование полное или сокращенное проверяемого лица;
- адрес организации или физического лица;
- день подачи декларации, ее регистрационный номер;
- наименование инспектируемого налога;
- дата начала и окончания камерального контроля;
- перечень предоставленных документов;
- проведенные проверочные мероприятия;
- результаты проверки (факты нарушений или их отсутствие);
- мера ответственности и предложения по устранению нарушений.
Два экземпляра акта подписываются инспектором и налогоплательщиком (или его доверенным лицом).
Далее акт вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней лично или по почте (в случае уклонения). Результаты камерального контроля можно обжаловать, направив в инспекцию возражения в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца.
После окончания срока предоставления возражений в течение десяти дней руководитель налоговой изучает их. Если необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, могут быть проведены дополнительные проверки в течение месяца. Затем принимается решение либо о привлечении проверяемого к ответственности, либо об отказе от претензий. Решение данной инстанции может быть обжаловано только в судебном порядке.
Особенности проведения проверки
Камеральный контроль – процесс сложный и неоднозначный, в ходе которого встречаются разнообразные нарушения:
- могут быть завышены расходы при расчете налога на прибыль;
- может оказаться занижена выручка при определении налога на прибыль;
- может выявиться завышение налоговых вычетов по НДС и т.д.
У налогоплательщика могут затребовать иные документы или сведения, если:
- стоит сумма НДС к возмещению;
- отмечены налоговые льготы;
- в уточненной декларации сумма налога меньше, чем в первичной;
- в декларации заявлен убыток;
- выявлены ошибки, несоответствия, разногласия между данными декларации и документов и др.
В ходе осуществления камерального контроля налоговая вправе:
- истребовать документы у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц (в случаях, предусмотренных ст. 93 НК РФ);
- вести допрос свидетелей;
- проводить экспертизу;
- привлекать к проверке переводчика или эксперта;
- проводить осмотр документов и предметов, но только с согласия налогоплательщика.
Что представляет собой данный вид контроля и о порядке его проведения изложено в следующем видеосеминаре:
Типичные ситуации, возникающие во время контроля
Во время проведения данной процедуры часто возникают следующие ситуации:
- Проверка декларации физических лиц, если стоит вопрос о налоговом вычете. При отсутствии нарушений, налоговая инспекция уведомляет налогоплательщика о совершенной проверке и предоставлении вычета.
- Предоставление физическими лицами сведений и документов для подтверждения налоговых льгот и вычетов. В частности, законодательно не закреплены сроки подачи документов, порядок исправлений, что на практике может проявиться как субъективный подход и превышение полномочий налогового органа.
- Требования некоторых инспекторов о повторной камеральной проверке по причине «вновь открывшихся обстоятельств». Такая процедура запрещена законом. Допускается только проверка уточненных налоговых деклараций (ст. 81 НК РФ).
- Невыплата работодателем – налоговым агентом НДФЛ за работника-почасовика. Налоговые органы при этом пытаются привлечь к ответственности само физическое лицо, что незаконно. Отвечать за нарушение закона должен налоговый агент.
- Предоставление организацией налоговых льгот и вычетов физическому лицу. Если в декларации физического лица выявятся неточности, то проверке может подвергнуться уже работодатель – налоговый агент.
Рекомендации по проведению камеральной проверки изложены в следующем видеоуроке:
Оставить комментарий