Несмотря на высокую привлекательность организации собственного бизнеса, зачастую ведение дел сопряжено не только с высокими затратами, но и с различного рода рисками. Неэффективная организация деятельности наряду с другими причинами может привести к необходимости закрытия общества с ограниченной ответственностью.
Данная процедура включает в себя несколько шагов, которые должны быть последовательно выполнены для ее успешного (а главное, законного) завершения.
Содержание
Возможные причины закрытия
Существует большое количество потенциальных причин для закрытия предприятия. Условно они делятся на 2 больших категории, которые отражают ликвидацию в добровольном и принудительном порядке. Так, ко второй группе относятся следующие случаи:
- Отсутствие оплаты государственных пошлин и налогов.
- Осуществление незаконной деятельности.
- Осуществление деятельности без лицензии (справедливо только для тех сфер, деятельность в которых требует лицензирования по закону).
- Другие нарушения законодательства.
- Банкротство общества с долгами (решение принимается арбитражным судом и только в том регионе, где зарегистрирована компания).
- Отсутствие признаков ведения экономической деятельности в течение длительного периода.
- Обнаружение нарушений законодательства, допущенных при открытии общества с ограниченной ответственностью.
- Пересечение порога уставного капитала (на данный момент это 10 тысяч рублей) по одной из причин (самая частая из них – уменьшение стоимости активов в случае, если уставной фонд покрыт не за счет денежных средств, а за счет имущества).
Что касается добровольной ликвидации, здесь может быть большое количество личных причин предпринимателя, будь то невозможность осуществления деятельности ввиду состояния здоровья, принятие решения об отсутствии целесообразности дальнейшей организации деятельности или истечение срока, на который создавалась компания. Наконец, частой причиной является желание смены сферы деятельности.
Подробная информация о поэтапном проведении процедуры закрытия приведена на следующем видео:
Кто принимает решение о ликвидации фирмы
Если решение является добровольным (то есть оно инициируется учредителями), то порядок его принятия регулируется внутренними документами компании. В первую очередь это устав организации, в котором изначально прописывается такая возможность.
В случае, если компания является банкротом, по Федеральному Закону «О несостоятельности» руководитель обязан направить соответствующее заявление в арбитражный суд. Это правило действует в том случае, если предприятие после оплаты долгов перед одним из кредиторов не имеет средств для уплаты остальных долгов и обязательных взносов. В такой ситуации согласие участников общества и сотрудников не является обязательным.
Если ликвидация является принудительной, решение о ней должен принимать арбитражный суд. Важно понимать, что оно выносится не по инициативе судебной инстанции, а по заявлению заинтересованных лиц, в котором должны быть указаны основания для закрытия юридического лица. В качестве заинтересованных лиц могут выступать как учредители компании, так и сторонние лица (кредиторы, инвесторы и т. п.).
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Пошаговый порядок процедуры
Прекращение деятельности проводится по определенной процедуре, которая включает в себя несколько этапов. Итак, нужно выполнить следующее:
- Принять решение о ликвидации общества (чаще всего посредством общего собрания участников). На этом же этапе определяется состав ликвидационной комиссии и ее председатель, являющийся лицом, которое будет иметь право действовать без доверенности. В течение трех дней необходимо передать сведения в контролирующий орган. Для этого необходимо подать следующие документы:
- Решение об инициировании процедуры и назначении ликвидатора или комиссии.
- Уведомление по установленной форме Р15001, которое должно быть заверено нотариально.
С 2009 года необходимость уведомления органов отпала. Информацию о закрытии они получают сами после подачи документов в ЕГРЮЛ.
- Осуществить публикацию в «Вестнике государственной регистрации» – это нужно для уведомления всех кредиторов. Для этого подается заявка на публикацию и сопроводительное письмо в 2 экземплярах, подтверждение оплаты за публикацию, а также решение об инициировании закрытия.
- Уведомить кредиторов в письменном виде. У компании должны быть доказательства уведомления – на эту роль подойдет заказное письмо или подпись лица, принявшего данное уведомление в случае осуществления доставки с помощью курьерской службы.
- Пройти выездную налоговую проверку (этот шаг осуществляется не всегда). Необходимо провести сравнение расчетов с бюджетом, проверить заполнение документов и наличие долгов (поскольку в этом случае компанию нельзя ликвидировать).
- Сдать промежуточный баланс, документы на утверждение которого могут быть поданы только через 2 месяца после осуществления второго этапа. Поскольку утвержденной законодательно формы нет, чаще всего баланс строится на основе бухгалтерского с добавлением необходимых реквизитов и другой информации.
- Рассчитаться по долгам (если они есть) в порядке очередности. В первую очередь выплачиваются суммы лицам, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда здоровью или жизни, затем осуществляется выплата работникам. После этого вносятся все налоги, штрафы и страховые взносы и, наконец, суммы по оставшимся долгам перед контрагентами, кредиторами и т. п.
- Сдать окончательный ликвидационный баланс и осуществить закрытие общества. Для этого необходимо подать ряд документов, в числе которых заявление по установленной форме Р16001, решение об утверждении баланса, сам баланс, квитанция об оплате государственной пошлины, а также справка из ПФР, свидетельствующая об отсутствии задолженностей (не является обязательной, поскольку регистрирующий орган может затребовать ее самостоятельно).
Подробная информация о порядке закрытия ИП в 2016 году приведена тут.
Если вам интересно, что лучше для торговли – ИП или ООО, прочитайте эту статью.
Сроки и стоимость закрытия
Помимо выполнения вышеперечисленных шагов необходимо осуществить закрытие расчетного счета, уничтожить печать и передать документы на хранение в архив. Это также потребует определенного количества времени.
В случае отказа в прекращении деятельности эти деньги нельзя будет вернуть, а процедуру придется проходить повторно. В квитанции указываются данные, касающиеся организации, а также название платежа и сведения, касающиеся налогового органа, в пользу которого идут перечисления.
Общий срок закрытия общества является достаточно длительным. С момента принятия решения о ликвидации проходит 3 дня. Далее от момента публикации в «Вестнике» должно пройти 2 месяца до сдачи промежуточного баланса. При уплате долгов между выплатами сотрудникам и перечислениями сумм по штрафам и налогам должен пройти месяц.
После подачи документов в налоговый орган они рассматриваются в течение 5 рабочих дней. В случае принятия положительного решения выдается уведомление о снятии с учета и свидетельство о прекращении деятельности.
Порядок увольнения работников
Все сотрудники, работающие в обществе, должны быть предупреждены о грядущем закрытии и увольнении не менее чем за 2 месяца. Для этой роли подойдет только письменное уведомление. Помимо этого, необходимо предоставить информацию об увольнении в Службу занятости, указав следующие сведения о каждом сотруднике:
- Должность.
- Профессия.
- Специальность и квалификационные требования.
- Порядок оплаты труда.
В случае массового увольнения уведомление должно быть предоставлено не менее чем за 3 месяца. Важно учитывать, что массовый тип увольнения подразумевает, что в организации перестают работать 16 человек или более. Однако от региона к региону (а также в зависимости от сферы деятельности) этот порог может меняться.
При увольнении необходимо осуществить расчет сотрудников, выплатив им заработную плату, отпускные и выходные пособия.
Нюансы закрытия в различных случаях
В зависимости от ситуации, которая привела к необходимости прекращения деятельности юридического лица, существует ряд особенностей.
Наличие долгов (банкротство)
Самый частый способ закрытия осуществляется через признание банкротства. Это дает определенные преимущества для ликвидируемой организации:
- Во-первых, это не позволяет возложить налоговую, административную и субсидиарную ответственность на участников и учредителей общества.
- Во-вторых, этот способ является практически единственным законным для списания долгов перед кредиторами, банковскими структурами и даже сотрудниками.
Основная особенность состоит в том, что эта процедура является более длительной, чем в общем случае, и может занять до 18 месяцев. Кроме того, без привлечения специалиста выполнить эту процедуру очень сложно: зачастую стоимость его услуг практически сопоставима с долгами компании.
Есть две разновидности осуществления ликвидации с помощью признания банкротства – полная и упрощенная. Во втором случае целью является признание руководителей общества невиновными в сложившейся ситуации и последующее выведение их из условий субсидиарной ответственности.
Нулевой баланс
Признание у организации нулевого баланса возможно при соблюдении следующих условий:
- Нулевой приход и нулевой расход.
- Отсутствие деятельности у компании.
- Отсутствие прибыли.
- Уплата всех необходимых социальных взносов.
- Предоставление соответствующих документов в налоговую службу.
В этом случае есть 3 способа ликвидации – банкротство, добровольный способ и альтернативный. Второй способ связан с принятием решения о нецелесообразности ведения дел, а последний метод заключается в реорганизации общества или его продаже. Однако, это достаточно сложная процедура.
Посредством слияния
Ликвидация с помощью слияния или присоединения к другому обществу с ограниченной ответственностью является одной самых простых и незатратных с точки зрения времени процедур. В случае слияния происходит реорганизация, при которой прекращают свою деятельность все общества, участвующие в этом процессе, а затем создается новое предприятие, которое становится их правопреемником.
В случае присоединения только одно общество ликвидируется и передает свои права другому обществу. Этот метод в том числе используется в случае наличия долгов у компании, а также кредиторской задолженности.
Посредством смены учредителей
Этот тип ликвидации является альтернативным и заключается в смене как учредителей, так и генерального директора. По сути, ООО продолжает существовать, но чаще всего прекращает ведение хозяйственной деятельности. Сведения о смене руководителя должны быть занесены в ЕГРЮЛ в обязательном порядке. Замена может произойти только в том случае, если лицо, принимающее полномочия, не является участником общества.
Также в этом случае проводится замена лица, занимающего пост главного бухгалтера. Однако этот шаг не должен регистрироваться в контролирующем органе.
Таким образом, осуществление закрытия общества серьезно зависит от причин этого шага. В любом случае, это длительный процесс, отнимающий большое количество времени у предпринимателей. Поэтому желательно тщательно планировать организацию собственного бизнеса и контролировать деятельность для снижения риска принудительного ее прекращения.
Здравствуйте, У меня ООО, единственный учредитель и директор в одном лице, создана в 2013 году, деятельность велась один раз в 2016 году на сумму до десяти тысяч рублей, налоги и взносы уплачены, сотрудников нет и не было. Как закрыть общество, если от него только убытки за взносы, налоги, отчетность? САМОМУ