Коллекторы в понимании обычного заемщика – это те лица, с которыми придется неизбежно столкнуться в случае невозвращения заемщиком кредита.
Или, проще говоря, следует готовиться к худшему.
Однако закон о коллекторах ограничивает степень воздействия указанных лиц
Кто такие коллекторы и чем они занимаются?
Когда добросовестный заемщик пользуется кредитными ресурсами, у него нет и мысли не возвращать их.
Однако никто не застрахован от потери работы и дохода, и от иных проблем, которые приводят к неплатежеспособности. Именно поэтому о возникновении таких обстоятельств необходимо сразу оповещать в письменной форме кредитора, чтобы сам кредитор знал – заемщик не отказывается платить, но просит:
- о предоставлении кредитных каникул;
- о снижении процентных ставок;
- о пролонгации кредитного договора;
- об иных способах реструктуризации долгов.
Главное для заемщика – не молчать и не прятаться от кредитора и обязательно вести с ним письменную переписку, которая рассматривается как досудебное урегулирование вопроса. Однако если заемщик проигнорирует письменные переговоры с кредитором, ему следует ждать коллекторов.
В их обязанность входит информирование заемщика о необходимости выплаты долга (или долгов) и мотивирование к выплате этих самых долгов. К услугам коллекторов кредитные организации и иные кредиторы прибегают в том случае, если сам заемщик перестал производить гашение кредита и не идет на контакт. Вот почему заемщику важно с первого же дня оповестить свой банк или микрофинансовую организацию о своих проблемах.
Схема обращения к коллекторам у кредитных структур проста:
- заемщик не платит и не идет на контакт;
- из-за этого банк обращается к коллекторам – и подписывает с ними соглашение по поводу взыскания долга с заемщика, или даже продает безнадежный к взысканию кредит за более низкую стоимость;
- коллекторы получают от банка все необходимые по кредиту и заемщику документы и начинают действовать.
Имеет ли право передавать банк документы третьему лицу? Вспомните: к каждому договору кредитования подписывается заемщиком заявление на обработку персональных данных с разрешением на передачу их третьим лицам. А кто эти лица? Никто из заемщиков ни разу не потребовал список тех, кому могут быть переданы его персональные данные.
Кроме того, Гражданский Кодекс РФ (в ст.382) разрешает переход кредиторских прав. И, увы, согласия должника в таком случае даже не требуется, если не предусматривает иное закон или кредитный договор. Однако при переходе долга к новому кредитору должника должны уведомить об этом письменно, чтобы у нового кредитора не возникло неблагоприятных последствий (статья 382 ГК РФ). Но кто это уведомление получал?
В идеале коллекторское агентство состоит из сотрудников, имеющих юридическое, экономическое образование, и штатных психологов. Их методы воздействия – закон. Однако на практике информирование и мотивирование на возврат долга сводятся к действиям уголовно наказуемым. И главный инструмент в таком «общении» – страх и незнание своих прав заемщиком.
Права и действия коллекторов до принятия закона об их деятельности
До вступления в силу закона о коллекторских агентствах сами коллекторы могли:
- присылать заемщику-должнику уведомления о наличии задолженности с требованием ее погашения. Переписка могла вестись по всем каналам – через SMS, по электронной почте, через обычную почту, по телефону и т.д. Причем, такая переписка велась регулярно;
- вести переговоры непосредственно с самим должником, но также и с его домочадцами, друзьями, и даже соседями и сослуживцами;
- подать в суд. Первые два варианта воздействия – это досудебное урегулирование. И если они не принесли никакой пользы, прибегают к последнему средству – рассмотрение дела через суд. А это чревато для должника не только взысканием всей суммы долга, но и всех судебных издержек, которые понесла выигравшая сторона.
Данный алгоритм действий находится в рамках закона. Однако все зависит от содержания переписки и характера ведения переговоров:
- угрозы жизни и здоровью;
- вторжение в личную жизнь;
- физическое воздействие;
- запугивание;
- принудительная конфискация имущества, и т.д.
А ведь каждое из этих действий уголовно наказуемо. Но не все заемщики решаются подавать в суд, поскольку сами боятся судебного разбирательства и иных последствий. На самом деле, например:
- в суде еще нужно доказать, что заемщик мошенник или вовсе не планировал погашать свой долг. Как правило, суд может обязать должника только к возврату суммы задолженности и к штрафу;
- запятнать кредитную историю (это одна из угроз) могут только должнику, но не членам его семьи или друзьям. Тем более кредитная история испорчена уже тем, что сам должник перестал выплачивать свой долг. Более того, просто так внести ложные данные о родственниках должника в Бюро кредитных историй невозможно;
- конфисковать имущество можно только по решению суда и судебными приставами. Причем, на часть имущества даже суд не вправе наложить взыскание – на средства труда, на личные вещи, и т.д.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Чем не нравится новый закон коллекторским агенствам?
Новый закон предусматривает ограничение того, что стало «фирменным» в обращении с должниками. Так, в частности:
- прямое взаимодействие с должником теперь невозможно в рабочие дни с 22-х часов до 8 часов, а в выходные и в праздники – с 20-ти часов до 9 часов;
- не допускаются встречи с должниками в неделю более 1 раза;
- ограничено количество звонков по телефону – не более 1 раза в сутки, в неделю не больше 2-х раз, а в месяц – не больше 8 звонков;
- запрещено обращение к родственникам и сослуживцам заемщика-должника, к его работодателю;
- не допускается размещение информации о должнике в Интернете и в доме по адресу проживания должника;
- при общении по телефону коллектор не имеет права скрывать свой номер;
- не допускается общение коллекторов с недееспособными гражданами, с инвалидами, с несовершеннолетними детьми, с беременными женщинами, и т.д.
- не допускается физическое и психологическое воздействие на должника, введение его в заблуждение относительно судебного разбирательства дела о его долге, и многое иное.
Кроме того, коллекторские агентства теперь должны быть только юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и с уставным фондом в 10 млн.руб., и действовать официально от имени кредитора.
Однако за коллекторами остается право:
- на ведение переписки любым образом;
- на личные встречи;
- на переговоры по телефону;
- на подачу в суд.
Но каждое из этих действий теперь ограничено законом!
Об изменениях особенностей работы коллекторских агентств согласно нового закона, смотрите в следующем видеоматериале:
Что принес новый закон должнику?
Закон разъясняет возможности должника на защиту своих интересов, в частности:
- должнику перед началом каждого контакта с кредитором или коллектором должны сообщаться название кредитора и Ф.И.О действующего от его имени лица;
- заемщик–должник может через нотариуса отправить уведомление кредитору или его представителю о согласии на взаимодействие только через представителя самого должника или вообще об отказе от такого контакта;
- в случае жалобы при наличии доказательства о нарушении нового закона коллектором ему грозит штраф в 2 млн.рублей.
Когда вступит в силу данный закон?
Закон вступил в силу 3 июля 2016 года и получил название «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов».
Видеосюжет, посвященный законопроекту, смотрите ниже:
Оставить комментарий