Как организовать бизнес на автоперевозках?

Автотранспорт прочно вошёл в нашу жизнь. Передвижения по городу и за его пределы практически невозможны без автомобиля. Но, даже если вы имеете в собственности личную машину, для осуществления крупных грузоперевозок, всё равно привлекаются автопредприятия. Как же организовать бизнес на автоперевозках? Каковы его перспективы и риски?

Основные виды деятельности, на которых можно построить бизнес – это грузовые и пассажирские перевозки. Но организационные вопросы в обоих случаях схожи.

Формирование автопарка.

Начинать организацию бизнеса необходимо с автопарка. Сформировать его можно двумя путями: 1) приобрести в собственность транспортные средства или 2) объединить водителей, имеющих свои автомобили.

Второй вариант намного проще и дешевле. Ведь роль предпринимателя в этом случае сводится к диспетчерской деятельности. Прибыль диспетчера составляет 10% от выручки. Такая схема выгодна обоим участникам. Владельцу машины не придётся заниматься поисками работы, а предпринимателю вкладывать огромные суммы в транспорт.

Хотя, с развитием бизнеса, имеет смысл покупка собственных машин и вытеснение частных владельцев. Рассмотренная модель наиболее часто применяется в бизнесе, основанном на грузоперевозках.

Приобретение автотранспортных средств в собственность требует больших первоначальных капиталовложений. Причём серьёзный бизнес требует, чтобы автопарк состоял как минимум из пяти автомобилей. Уменьшить свои расходы на старте можно путём приобретения машины в лизинг или долгосрочную аренду. Для автотранспорта этот срок составляет до двух лет. По окончании срока аренды, имущество можно выкупить по остаточной стоимости. В среднем, ежемесячная арендная плата составит около 5% от стоимости автомобиля. А первоначальный взнос равен 30%. При этом налоговый кредит оформляется на всю стоимость приобретаемого имущества. А оно, в свою очередь, передаётся на баланс предприятия лизингополучателя.

По бухгалтерскому и налоговому учету начисляется амортизация. Платежи по договору лизинга относятся на валовые расходы, следовательно, уменьшается сумма налога на прибыль. Кстати, налог на собственность в данном случае оплачивает лизинговая компания. Лизингополучатель обязан будет оплатить расходы по автострахованию КАСКО, ОСАГО, а также страхование пассажиров и водителя во время движения. В среднем это выльется в сумму 30-40 тыс.рублей в год.

Для оформления лизингового договора, потребуется регистрационные документы на предприятие, уставной капитал и наличие лицензии.
В соответствии с требованиями одобрения типов транспортных средств, наиболее подходящими автомобилями для перевозки пассажиров являются Мерседесы, Форды и Газели. Цены на машины зарубежных производителей очень высоки, вследствие высоких таможенных сборов. Поэтому выбор доступных по цене автомобилей в нашей стране невелик.

Горьковский автозавод – это единственное предприятие, которое способно удовлетворить запросы предпринимателей. Хотя технические характеристики микроавтобусов ГАЗ значительно уступают своим зарубежным собратьям, их цена в 4-5 раз ниже. Для сравнения, стоимость ГАЗ-322132 составляет около 380 тыс. рублей, тогда как Ford Transit на 14 мест потянет примерно на 1,5 млн. рублей.

Пытаясь сэкономить на первоначальном этапе, некоторые предприниматели приобретают дешевые автомобили, не предназначенные для условий работы в такси. Самостоятельно переделывая их под маршрутку, можно нажить множество проблем. Пригодность транспортного средства к эксплуатации очень тщательно проверяется при прохождении техосмотра. Поэтому тут лучше не рисковать и идти законным путём.

Автопарк предприятия, занимающегося крупными грузоперевозками, состоит из еврофур г/п от 20тн и объёмом от 82 м.куб. Стоимость б/у машин такой категории составляет 15-60 тыс.евро, новые – до 80 тыс. Но обеспечить работой все единицы техники этого класса достаточно сложно. А для квартирных или офисных переездов такое приобретение нецелесообразно.

Перевозки в пределах города или области можно осуществлять на машинах г/п до 1,5 тн и объёмом кузова 14-16 м. куб. Среди отечественных производителей это опять-таки ГАЗель либо ЗИЛ Бычок. Машины имеют несколько вариантов комплектации. Это может быть и бортовая машина и термокузов, и простой либо изотермический фургон. Однако использование автомобилей при погрузке не совсем удобно, вследствие высокого пола кузова. Сподручней, в этом случае, использовать модели Ford Transit или Fiat Ducato.

Оценивая финансовую составляющую, не следует забывать о надежности и безопасности автомобиля. Ведь машина в автобизнесе должна приносить доход в процессе своей эксплуатации. Простои в связи с ремонтом не самым лучшим образом отразятся на прибыльности автопредприятия. И импортные машины в этом плане предпочтительнее отечественных.

Регистрация предприятия.

Для того, чтобы зарегистрировать автопредприятие, необходимо иметь в собственности или в долгосрочной аренде участок земли. В последнем случае процедура регистрации будет сложнее. Назначение участка должно быть целевым, т.е. земли транспорта или связи. Участок должен быть расположен за пределами жилой зоны. Должна быть обеспечена охрана территории автопредприятия. В соответствии с нормами, участок необходимо оградить, оборудовать охранной сигнализацией, обеспечить службой охраны.

На территории автопредприятия должны быть оборудованы места стоянки для каждого автомобиля, а также ремонтные боксы (минимум один) со смотровыми ямами. Оснащение боксов необходимо производить, в соответствии с действующими нормами и стандартами. Количество машин, их модификации должны совпадать с указанными в регистрационных документах.

В Уставе предприятия одним из видов деятельности должны быть указаны автоперевозки. По ОКВЭД маршруточный бизнес классифицируется как “деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию” – код 60.21.1. “Деятельность автомобильного грузового транспорта” – код 60.24. “Деятельность такси” – код 60.22.

В зависимости от целей, которые ставит перед собой предприниматель, на транспортную деятельность необходимо получить лицензию. Обязательному лицензированию подлежат такие виды деятельности как:

– пассажирские перевозки легковым автотранспортом на коммерческой основе;
– пассажирские перевозки автотранспортом, предназначенным для провоза восьми и более людей (за исключением собственных нужд предприятия);
– грузоперевозки автотранспортом г/п свыше 3,5 тн (за исключением собственных нужд предприятия).

Получение лицензии осуществляется в Министерстве транспорта РФ. Лицензионные требования включают следующие пункты:

– соблюдение условий, установленных нормативными актами РФ и федеральными законами в области вида деятельности подлежащего лицензированию;
– соответствие автотранспорта и его технических параметров установленным требованиям и допускам к эксплуатации;
– соответствие квалификации предпринимателя и работников предприятия нормативным требованиям, необходимым для осуществления автоперевозок;
– наличие в штате предприятия должностного лица, ответственного за соблюдение безопасности движения. Право работника занимать эту должность должно быть подтверждено аттестационной комиссией.

Документы, необходимые для получения лицензии:

– форма заявления на предоставление лицензии с указанием транспортных средств для выполнения лицензируемой деятельности;
– копии всех учредительных документов;
– копия выписки из Единого государственного реестра;
– копия свидетельства о госрегистрации;
– копия свидетельства плательщика НДС или единого налога;
– копии документов подтверждающих необходимый квалификационный уровень предпринимателя или штатных работников;
– копии документов о прохождении аттестации лицами, ответственными за соблюдение безопасности дорожного движения;
– необходимые сведения о транспортных средствах, которыми будет осуществляться лицензируемая деятельность;
– квитанция об уплате лицензионного сбора.
Срок действия лицензии 5 лет.

Штатное расписание автопредприятия должно включать следующие единицы:

– диспетчер. В его обязанности входит оперативный контроль, регулирование, устранение и предупреждение нарушений в ходе деятельности автопредприятия, оформление и обработка путевых листов, ведение путевого журнала и журнала учёта ДТП;

– главный механик (начальник гаража). В его функции входит контроль технического состояния автомобилей, организация выпуска исправных машин на линию. Обеспечение автопарка ГСМ. Обеспечение безопасных условий труда, контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда;

– автослесарь выполняет диагностику, профилактический осмотр, ремонт автотранспортных средств. Находится в прямом подчинении главного механика;

– водители. Основным требованием, предъявляемым к водителю, является наличие водительских прав с необходимой категорией. Остальные условия работодатель выдвигает по своему усмотрению. Обычно это стаж работы, возраст. Личностные качества шоферов тоже имеют немаловажное значение. Ведь от добросовестности и ответственности водителя во многом зависит срок службы транспортного средства.

Зарплата водителя обычно не высокая. Но этот факт не мешает последним иметь поверх официального заработка еще дополнительный доход. Искоренить жажду русского человека положить в свой карман то, что плохо лежит, практически не возможно.

– медсестра по проведению предрейсовых медосмотров водителей. Должен быть человек со средним медицинским образованием и имеющий соответствующий сертификат на такую деятельность;

– инженер по безопасности дорожного движения. В его функции входит обеспечение профессиональной подготовки водителей в сфере безопасности движения, проведение соответствующих мероприятий, консультация, инструктажей, обучений. Оформление ДТП, их анализ, профилактика аварийности на предприятии. Вопросы, связанные с постановкой и снятием с учёта автотранспорта, сотрудничество с органами ГИБДД.

Основные расходы, которые несёт автотранспортное предприятие, связаны с закупкой топлива, ремонтом и обслуживанием машин. Причем ГСМ – это практически половина всех затрат. Чтобы снизить этот показатель, нужно оценить нормы расхода каждой машины.

ГАЗели, например, не отличаются экономичностью в данном вопросе. При большом автопарке имеет смысл подписать договор с поставщиками о централизованных поставках топлива и запчастей. Это поможет минимизировать расходы, за счет оптовых цен.

Иногда предприниматели перекладывают заботы по заправке автомобиля топливом на плечи водителей, при этом снижая им суточный план. Но для предприятия такой подход не выгоден, т.к. уменьшение бухгалтерских расходов увеличивает налогооблагаемый доход.

Доход маршруточного бизнеса в основном складывается из стоимости за проезд. При организации предприятия, самым сложным вопросом является расчет суточного плана для каждой маршрутки. В среднем, эта сумма составляет от 2,5 до 4 тыс. рублей.

Плавно влиться в маршрутный рынок можно, освоив новое направление. Этот вариант предполагает анализ существующих маршрутов, оценку пассажирского спроса в том или ином районе. Найти свою нишу, даже несмотря на загруженность крупных городов пассажирским автомобильным транспортом, вполне реально. В качестве перспективных направлений следует рассматривать строящиеся жилые микрорайоны. Время привыкания людей к новому рейсу обычно занимает 2-3 месяца. После этого маршрут начинает приносить доход.

Пытаясь влезть в существующий маршрут, чтобы сократить время получения прибыли, можно нажить серьёзные проблемы. Ведь переполненное машинами направление терпит убытки, которые распределяются на всех перевозчиков. И ситуация может быть доведена даже до криминальных разборок.

Подводя итоги, можно сказать, что прибыль маршруточного бизнеса небольшая, около 200-300 рублей в день с одной машины. Увеличить этот показатель можно, увеличивая автопарк, и сокращая по возможности расходы. Некоторые автопредприятия получают дополнительный доход, размещая на бортах своих машин рекламу.

Бизнес на грузоперевозках сложнее в том плане, что рынок достаточно насыщен крупными и малыми предприятиями. Поиски клиентов сводятся, в основном, к рекламированию своих услуг всеми возможными способами и использованию собственных связей.
Большое значение имеет формирование имиджа предприятия. Его основополагающими критериями является соблюдение сроков, безопасность грузоперевозок и ценовая политика. Но, в любом случае, не меньше двух лет уйдет на формирование клиентской базы. И только тогда можно будет говорить о каком-то постоянном доходе.

Как свидетельствует статистика, нормальный уровень рентабельности бизнеса грузоперевозок составляет около 15%. Требуется только постепенно вникать в суть, решать возникающие вопросы, разрабатывать стратегию развития бизнеса – и он, несомненно, принесёт прибыль.

Оставить комментарий