Розничная цена

Розничная цена – что это такое?В процессе эволюции люди пришли к одному общему варианту оценки вещей, которое выражается в денежном эквиваленте. Размер денег, который требовался для обмена на ту или иную продукцию, каждый раз отличался по разным причинам.

Так образовалось понятие цены. Какая же суть заключается в ее применении? Как правильно рассчитать размер розничной цены? Какие еще виды цен применяются в торговле? Все эти вопросы будут освещены в данной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Понятие цены и ее виды

Под словом «цена» понимают определенное количество денежных знаков, за которое собственник готов передать свое имущество или вещь другому лицу.

Всё имеет свою стоимость, которая обозначается определенным объемом денежной массы, которую нужно иметь покупателю для обмена на товар.

Ключевое слово в сделках купли-продажи принадлежит обмену. Деньги являются наиболее часто применяемым средством для его осуществления. Но при этом играет количество валюты, за которое продавец и покупатель согласны получить определенные выгоды.

Цены бывают совершенно разные, поскольку на их образование влияет очень много факторов. Например, достаточно сложно понять каким образом складывается огромная стоимость маленькой фигурки из слоновой кости, которая не используется в хозяйстве, а служит лишь украшением интерьера.

Виды розничной ценыЦена имеет много разновидностей, прежде всего по территориальности:

  • мировые;
  • международных региональных рынков;
  • внутренние;
  • внешнеторговые.

Они формируют основные ценовые группы в зависимости от масштабов рыночной территории.

Существует 4 основных вида цен, выработанных за все время торговых отношений:

  • розничная;
  • тариф;
  • оптовая;
  • закупочная.

Есть еще цена на продукцию строительства, которая формируются во время составления смет.

Также стоит упомянуть о таких ценах:

  • биржевые;
  • аукционные;
  • экспортные.

Каждая цена зависит от вида торговли, масштабов рынка и товарооборота.

Понятие розничной цены

Реализация продукции населению производится по розничным ценам.

Она устанавливается на товары и услуги, которые используются и оплачиваются людьми для удовлетворения собственных нужд. К таким взаимоотношениям покупателей и продавцов относятся еще и фиксированные цены, которые обычно устанавливаются и регулируются государственной политикой. Они регулируются в ходе розничных продаж населению производителями по некоторым из видов товаров и услуг.

Формирвание розничной ценыПо сроку действия розничные цены делят на две подгруппы:

  • постоянные;
  • временные (сезонные).

При неопределенном периоде действия устанавливают постоянную цену. Для примера можно привести стабильную стоимость уникального оборудования, изготавливаемого на одном специфическом предприятии.

Временная цена зависит от определенного периода, сезона и конкретных условий. Наиболее часто в торговле их устанавливают на молочную и овощную продукцию.

Каждый производитель и продавец заинтересован в эффективном сбыте продукции. Для этого нужна наиболее оптимальная розничная цена за товар или услугу, которая характеризуется такими факторами:

  1. обеспечивает рентабельную прибыль предприятию;
  2. вызывает повышенный интерес у покупателей;
  3. позволяет удерживать объемы товаров на рынке, не снижая уровень их продаж.

Рекомендованная, минимальная и максимальная розинчные ценыС цель устойчивой реализации своей продукции производители проводят исследовательские мероприятия, изучая спрос и предложение на выпускаемую ими и схожую продукцию. Как правило, они формулируют своим заказчикам оптимальную стоимость на свои изделия, которая называется рекомендованной ценой.

Такой подход позволяет производителю и продавцу обеспечивать свою рентабельность и получение стабильной прибыли. Это очень важный момент для обоих, т.к. позволяет успешно сосуществовать с подобными юридическими лицами в условиях высокой рыночной конкуренции.

Иногда государство может устанавливать минимальные и максимальные розничные цены, например, на алкогольную и табачную продукцию. Для этого издается нормативный акт, согласно которому торговые точки не могут устанавливать свою цену, что будет являться нарушением максимального или минимального уровня стоимости на данный вид товаров.

На пачке сигарет указывается цена, по которой она должна продаваться в розницу. Нарушение этих требований властей, которое заключается в отклонении от установленной ценовой политики государства, влечет серьезное наказание виновного юридического лица.

Реестр

Розничная цена состоит из двух основных составляющих — это стоимость поставщика и торговая наценка магазина.

В первичных бухгалтерских бумагах должен иметься документ, отражающий показатели закупочной и розничной цены. Информация, изложенная в нем, будет являться документальным подтверждением расчета продажной цены населению.

В таких случаях разрабатывают документ, называемый реестром розничных цен.

Реестр розничных ценВ нем обязательно содержится следующее:

  • полное название организации;
  • порядковый номер списка;
  • день, когда он был сформирован;
  • личная виза и данные руководителя с оттиском мокрой печати компании;
  • артикул и название товаров;
  • цена закупки;
  • прибавляемая торговая наценка на товары, указанная в процентном соотношении к цене поставщика;
  • розничная цена.

В компании, занимающейся розничной торговлей, изменение отпускных цен выполняется по приказу руководителя. Всё оформляется инвентаризационной описью-актом. Такие мероприятия подробно описаны в Методических рекомендациях по учету и оформлению движения товаров.

В текст инвентаризационной описи вносят такую информацию:

  • календарное число, когда изменились цены;
  • перечень товаров, подлежащих переоценке;
  • количество единиц изделий, на которые установлены новые цены;
  • старые и новые цены на товарную продукцию поименно;
  • размер переоценки, рассчитанный как разность между новой и старой ценой.

После окончания заполнения такого бланка о переоценённых товарах, его утверждает руководитель, проставляя свою визу и оттиск печати.

Порядок расчета и формирования

Как правильно установить цену на товар, чтобы она удовлетворяла продавца и покупателя?

Для этого нужно учитывать множество факторов, влияющих на ценообразование:

  1. Порядок и правила расчета розничной ценыТорговую наценку рассчитывают на основании предполагаемой прибыли и учитывая издержки, которые потребуются для выплаты зарплаты обслуживающему персоналу, компенсацию за доставку продукции, ее расфасовку, аренду помещения и прочие затраты, возникающие во время реализации.
  2. Розничная цена должна включать налоговый сбор и акцизные суммы, если они установлены на какие-то виды изделий.
  3. Учитывая рыночную конъюнктуру, нужно устанавливать надбавку в составе розничной цены самостоятельно. Однако, это невозможно для продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий, табачной продукции и других товаров и услуг, контроль над реализацией которых выполняет государство.
  4. Надбавка к розничной цене может регулироваться органами власти. Например, такой дифференциации подлежат наценки на детское и общественное питание в школах. Регулируются надбавки и на некоторые виды товарной продукции, реализуемой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.
  5. При установлении розничной цены на товар в рыночных условиях, ее сумма может зависеть не только от оптовой стоимости и затрат во время продажи, а и от других факторов. При таких обстоятельствах нельзя не учитывать платежеспособность потребителей, уровень спроса и других свойств товарной продукции.

Правила и порядок формирования цен представлены в следующем видео уроке:

Пример и формула расчета

ИП, у которых работают небольшие магазины или торговые палатки, для расчета розничной цены чаще всего применяют торговую наценку. Ее размер вычисляют несколькими методами.

Для использования они применяют «Методические рекомендации … отпуска товаров в организациях торговли», в которых описано несколько вариантов расчета розничной надбавки. Применение их описано в письме Роскомторга  №1-794/32-5 от 10.07.96 г. Есть несколько принципов расчета розничной наценки, но мы приведем пример наиболее частого варианта определения розничной цены, универсального для всех продавцов.

Средний процент – это самый простой способ, который приемлем для каждого торгового бизнеса, где проводиться учетная система товарной продукции по розничным ценам.

В п. 12.1.6 рекомендаций указано, что для расчета валового дохода по среднему проценту нужно применить такую формулу:

Vвд = (T x Z) / 100,
где Т – товарооборот;
Z – средний процент валового дохода, который определяют по формуле:
Z = ((N +H – B) / (Т + O)) x 100,
где
N – розничная надбавка оставшегося товара на начало месяца;
M – наценка новых товаров, оприходованных в отчетном периоде;
B – надбавка на выбывшие товары, которые были возвращены поставщикам, списаны в результате  порчи и т. п.
O – остаток товара на конец отчетного периода.

Пример

Приказом руководителя установлена торговая наценка в размере 35%. В ООО «Тамерлан» остаток товаров по розничной цене на конец отчетного месяца составил 18000 рублей, в том числе учтена сумма торговой наценки в размере 6300 рублей. Поставлено новых товаров по закупочной цене всего за месяц на сумму 50000 рублей (без учета НДС). Наценка на поставленные товары составила – 17500 рублей. В течение отчетного месяца было продано товаров на общую сумму 59000 рублей, в том числе НДС – 11800 руб. Остаток товарной массы в конце месяца по розничной цене составляет  26500руб. Затраты на реализацию товаров – 7000 рублей.

Пример расчета розничной ценыРасчет начинаем с определения среднего процента валового дохода, применяя вышеуказанную формулу:

((6300+17500-0)/(59000+26500))*100=30,71%.

Теперь вычислим суммарный валовый доход:

(59000*30,71)/100= 18119 рублей.

Прибыль от продажи составит:

18119-7000-6300=4819 рублей.

Анализ и оценка эффективности ценообразования на основе различных факторов

Выбор метода ценообразования для каждой конкретной организации зависит от поставленных ею целей, которые могут заключаться в следующем:

  • завоевание лидерства на своем рынке;
  • обеспечение выживания;
  • изыскание дополнительных средств на развитие организации и материальное стимулирование работников;
  • максимизация прибыли;
  • завоевание лидерства по показателям качества;
  • обеспечение доступности предлагаемых компанией услуг для широких слоев населения.

Обеспечить прибыльность компании сможет проведение комплексного анализа влияния разных фактов, от которых зависит уровень цен. Поэтому маркетинговые исследования всегда принимаются во внимание при выборе оптимального метода ценообразования.

Провести анализ и оценку эффективности ценообразования можно, применяя метод установления цен на основе восприимчивости потребителей. В основе анализа лежит разное восприятие ценности населением, исходя из различия внутренних ценностей и вкусов; осведомленности о свойствах товара или оказании услуги; материального положения.

Анализ и оценка ценообразованияРазличают 4 основных признака восприятия ценности:

  1. Низкая цена.
  2. Качество товара.
  3. Полное удовлетворение предоставленной услуги, за которую заплатит потребитель.
  4. Получение выгоды от уплаты денег за услугу.

Для анализа эффективности метода ценообразования проводят опрос среди потребителей. Вопросы, на которые они должны ответить, следующие:

  • в чем потребитель видит преимущества в услугах, предоставляемых компанией;
  • насколько важны такие преимущества для покупателей;
  • в какую сумму (в денежном выражении) обойдется потребителю каждое преимущество;
  • какая стоимость будет для них экономически приемлемой.

Объективная и оперативная оценка спроса и предложения обеспечит максимизацию текущей прибыли и позволит оценить выбранный метод ценообразования.

Стратегии ценообразования

Цена товара должна способствовать получению вырученных денег, которые будут полностью покрывать потраченные средства на закупку товарной массы, издержки в ходе реализации и поступление необходимой прибыли. Такие факторы оказывают самое непосредственное влияние на стоимость товаров и определяют стратегию ценообразования.

Структура розничной ценыРазрабатывая оптимальную стратегию ценообразования, необходимо обратить внимание на следующее:

  • уровень спроса потребителей, т.е. востребованность товара;
  • количество конкурирующих фирм и соответствие с установленной ими ценой;
  • суммы издержек, которые должны быть полностью покрыты доходом от реализации.

Первые две позиции зависят от маркетинговых исследований и конкуренции, влияющих на ценообразование. Для эффективного назначения цен необходимо постоянно следить и изучать потребительский спрос, следить за ценами конкурентов и проводить анализ своих продаж.

Третья позиция по издержкам осуществляет стратегию ценообразования для сохранения рентабельности компании. Чтобы обеспечить покрытие всех затрат на продажу товаров, необходимо произвести глубокие экономические расчеты, которые примут во внимание при установлении цен с учетом ограничений по издержкам и норме прибыли.

Способы ценообразования

Есть очень существенные факторы, которые влияют на выбор способа ценообразования. К ним относятся:

  1. тип рыночной ниши зависящей в свою очередь от осуществления торговли в условиях конкуренции или монополизации;
  2. постоянная или временная конъюнктура каждого рынка;
  3. время существования товара на рынке, т.е. при его поступлении в продажу впервые устанавливается опросная цена, а затем уже в процессе продаж формируют стабильную стоимость.

В условиях конкуренции продавцы мало влияют на ценообразование товаров в отличие от монопольного рынка, где они могут диктовать свою стоимость.

Конъюнктура в торговле также имеет свое влияние. В таких условиях при стабильном спросе применяют пассивный способ ценообразования, который не требует изучения мнения потребителей. В данном случае цена формируется в строгом следовании затратным методам. Для растущего рынка пассивное ценообразование не является оптимальным вариантом.

Методы формирования розничной ценыСпособы ценообразования различают несколько методов установления цен:

  • затратный;
  • рыночный;
  • административный;
  • параметрический.

Для каждого из этих методов есть определенная база, влияющая на формирование розничной цены. В затратный входят совокупные расходы на реализацию продавца, а в рыночный данные конъюнктуры рынка.

Параметрический способ ценообразования включает определенные факторы, оказывающие непосредственное влияние на стоимость конкретного товара. Административный способ применяется в зависимости от действующих нормативных актов, регламентирующих порядок ценообразования на конкретное наименование товаров.

Порядок ценообразования на примере салона красоты рассмотрен в данном вебинаре:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Оставить комментарий