Различные юридические недоговоренности или конфликты не обязательно решать с помощью суда.
Отличным эффективным способом показать свое недовольство или претензию является такой документ, как претензионное письмо. Его можно составить для партнера, какой-либо организации.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что же такое претензионное письмо, зачем оно нужно, в чем его преимущества и как его составить максимально правильно и грамотно.
Содержание
Что такое претензионное письмо
Претензионное письмо – это своего рода предупреждение о том, что, если организация или партнер не исправит ситуацию, то вашим следующим действием будет обращение в судебные органы.
При заключении договора многие фирмы, организации или партнеры по бизнесу обсуждают либо же прописывают в контракте, что, если возникают какие-либо разногласия, то для начала следует написать претензионное письмо, прежде чем обращаться в суд. Но претензия даже без этого пункта является эффективной мерой воздействия на контрагента без применения законных разбирательств при досудебном урегулировании споров.
В каких случаях составляется данный вид писем
Претензионное письмо в основном составляется в случае нарушения контрагентом своих непосредственных обязательств.
В рамках закона составление претензионного письма должно быть в таких случаях:
- В конкретной ситуации в законе прописано обязательное составление претензионного письма;
- По договору между сторонами предусмотрено составление претензионного письма.
Существуют обстоятельства, при которых рекомендуется составление такого документа. Это возможно в таких случаях:
- Вы планируете со своим контрагентом и дальше продолжать партнерские отношения;
- Вы уверены в своем партнере и в том, что он не использует время рассмотрения претензии в свою пользу и во вред вам.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Форма и план оформления
Общепринятых стандартов и правил составления претензионных писем нет. Но есть определенные негласные правила этикета, которых следует придерживаться при составлении этого документа.
Вот их перечень:
- Письмо должно быть составлено в деловом стиле;
- Документ должен быть лаконичным и максимально полезным;
- В претензионном письме не должно быть отрицательных эмоций;
- Обращаться к партнеру нужно максимально вежливо, так как трудности могут возникать не по его вине;
- В письме должны присутствовать все ваши требования;
- Нужно подробно изложить перечень возможных последствий, которые наступят в случае невыполнения ваших требований.
Чаще всего претензионное письмо составляется в том случае, если речь идет о дебиторской задолженности. Но это далеко не единственный случай. В принципе, составление претензии имеет место в любом случае, который касается нарушения договора или невыполнения обязанностей.
Понятно, что официально принятого плана составления претензионного письма не существует. Однако ниже приведен примерный перечень действий:
- Описание конкретно возникшей ситуации или конфликта;
- Сноски из договора или документов, которые подтверждают существующие нарушения;
- Требования, предъявляемые партнеру;
- Подпись;
- Приложения, которые обычно содержат копии всех необходимых документов или актов.
Что касается формы претензии, то в «шапке» указывается от кого и кому адресовано письмо. В середине следует указать непосредственно сложившуюся ситуацию, а в конце – поставить дату составления. Но это все примерный план, обычно составление претензии ведется в свободной форме.
Содержание документа в различных ситуациях
Существуют абсолютно разные ситуации и конфликты. Претензионное письмо для каждой из них содержит несколько особенностей и нюансов, которые мы рассмотрим ниже.
О погашении задолженности
В этом случае следует указать сумму задолженности и накопившиеся проценты, если они предусмотрены договором. Но даже если такого пункта нет, то отправитель все равно имеет право требовать компенсацию. В приложение такого письма нужно включить подробный отчет о финансах, которые ему должны.
О качестве товара поставщику
Такая претензия должна описать, в чем же проявляется недостаток товара. Некачественным товар можно назвать, если он не способен в полной мере выполнять надлежащие ему функции. Написание такой претензии по закону возможно в течение двух лет после приобретения товара.
Как правильно составить данный вид претензионного письма, смотрите в следующем видеоролике:
О некачественном выполнении работ
В таком случае нужно указать, какой именно пункт договора нарушил партнер. В приложении нужно обозначить статью закона, которая регулирует данный конфликт.
О возврате денежных средств
В таком письме нужно указать сроки, в которые должен быть возвращены средства. Ссылаться нужно на закон, нужный пункт из которого также требуется поместить в документ.
О расторжении договора
В этом случае нужно указать причины расторжения договора. Но они должны быть объективными, поскольку расторжение возможно при согласии обеих сторон.
В страховую компанию, банк или в пенсионный фонд
В таком документе нужно указать спорные моменты, а также ссылки на законы, согласно которым эти моменты не выполняются.
Для транспортной компании
В этом случае ссылаться необходимо непосредственно на договор с компанией, нарушение которого имеет место. Ссылки на договор нужно предоставить в приложении.
Претензионное письмо работодателю
Если работодатель не выполняет свои обязанности или нарушает ваши права, то вы можете написать ему претензионное письмо, в котором изложить ваши требования, ссылаясь на пункты трудового договора между вами или на пункты, прописанные в законе.
Мы обсудили подробно, как составить претензионное письмо, и на какие документы ссылаться, в каких случаях его составлять и для каких ситуаций это обязательно. Так, теперь следует поговорить о том, что делать, если на ваше имя пришло претензионное письмо, и как составить грамотный ответ.
Как составить ответ
Отвечать на претензионное письмо нужно обязательно. Это предусматривают правила этикета. К тому же следующим шагом отправителя может стать обращение в суд. Важно учесть, что претензионное письмо обычно содержит пункт, в котором указаны сроки ответа. В них нужно постараться вложиться максимально.
Итак, в ответе на претензионное письмо должна содержаться такая информация:
- Сообщение, что претензия принята к рассмотрению;
- В случае соглашения с требованием корректный и лаконичный ответ, который содержит сроки выполнения;
- В случае отказа максимально вежливое объяснение причины;
- Дата и подпись составителя, а также печать отправившей организации.
Дополнительная информация, которая может пригодиться при составлении ответа:
- Содержание должно быть предельно понятным;
- В ответе не должно быть никакой абстракции, только конкретика;
- В письме должны присутствовать реквизиты обеих сторон, а также контактная информация ответчика;
- В приложении должны содержаться копии документов и сноски из нормативных актов, которые могут быть полезны.
Ответ на претензию должен быть максимально лаконичным, корректным и обоснованным. Это даст возможность избежать конфликтов и продолжить сотрудничество в дальнейшем, если вы в этом заинтересованы.
Общие советы по составлению
Представляем вам список рекомендаций, выполнив которые, вы сможете сохранить отношения с партнером на достойном уровне, не потеряв при этом своего лица.
Итак, перечень желательных требований к претензионному письму:
- Письмо пишется вручную или печатается на листе формата А4;
- Грамотность и отсутствие исправлений и помарок – ваш главный козырь. Это покажет уважение к партнеру и заставит его отнестись к вам также уважительно;
- Писать и указывать нужно только главную, основную информацию. Но не следует с перебором ее урезать, все необходимые спорные вопросы нужно обозначить;
- Претензия должна иметь фактическое обоснование. Ссылаясь на законы, нужно быть уверенным, что вы правильно определили нарушение, а также, что письмо вообще имеет место;
- Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается у вас на руках, а второй отправляется контрагенту заказным письмом, но предпочтение отдается передаче при личной встрече.
Соблюдая все эти рекомендации, вы сможете сохранить хорошие отношения с партнером, получив при этом желаемое.
Таким образом, претензионное письмо – это достойный шаг, который способен решить множество вопросов быстро, качественно, не потеряв репутацию и хорошие отношения с контрагентом.
О правилах составления данного документа рассказано в следующем видеосюжете:
Оставить комментарий