На сегодняшний день ритейл – популярная и динамично развивающаяся мировая практика реализации товаров конечному потребителю. Современный тип экономики диктует настоятельную потребность в обеспечении покупателей как можно большим количеством товаров и услуг самым удобным для них способом.
Эту задачу призвана решить передовая технология ритейла. Предполагается, что любой покупатель может спокойно прийти и купить товары разных групп в одном месте.
Понятие ритейла и ритейлера. Развитие данного направления в современной России
Слово «retail» заимствовано из английского языка и означает «розничная торговля, продажа товаров или услуг конечному потребителю». Синонимом понятия «ритейл» выступает слово «розница».
Соответственно, ритейлером могут называться компания или индивидуальный предприниматель, занимающиеся розничной торговлей и реализацией услуг (супермаркет, магазин одежды, автосалон, салон мобильной связи, банк и др.).
Предшественниками ритейла считаются уличные базары, рынки, розничные магазины. На сегодняшний день – это один из самых успешно развивающихся секторов экономики. Масштабы его развития в России и в мире сопоставимы по обороту с сегментом оптовой торговли. Типичным примером современных ритейл-центров являются огромные торговые комплексы – моллы. Основные принципы ритейла – это публичность и общедоступность услуг.
В советский период отечественный покупатель долгое время жил в условиях товарного дефицита, поэтому появление функциональных супермаркетов, дающих возможность обеспечить наполнение потребительской корзины с помощью улучшенного сервиса и в одном месте, безусловно, завоевало симпатии населения. Также на популярность ритейла в России влияет и поведенческая особенность граждан – не откладывать средства для хранения, а сразу их тратить, чему способствует также и боязнь наступления последствий экономического кризиса.
Товар или услуга, реализуемые в рамках ритейла, в отличие от оптовой торговли, не подлежат дальнейшей перепродаже, а предназначены для непосредственного использования конечным потребителем.
Отношения между субъектами ритейла – продавцом и покупателем, в системе розничной торговли РФ регламентирует Закон о защите прав потребителей. Обязательным условием организации розничной продажи является наличие кассового аппарата и выдаваемого покупателю кассового чека. Основные сотрудники, которые обеспечивают нормальное функционирование розничных торговых точек: продавцы-консультанты, мерчендайзеры, супервайзеры, менеджеры по продажам и др.
Виды
Различают несколько форматов розничной торговли, среди которых:
- Стрит-ритейл – классическая и самая старинная форма организации розничной торговли. Представляет собой расположение магазинов на первых этажах зданий, на центральных, в основном, пешеходных улицах с большой проходимостью. Конкурентом стрит-ритейла в современных условиях выступают торговые центры, в рамках которых сосредоточено большое количество магазинов, и, соответственно, покупателю доступен больший спектр товаров. Основном условием успешного функционирования стрит-ретейла, безусловно, является место расположения и отсутствие поблизости конкурентов.
- Non food ритейл – означает формат непродовольственного розничного рынка, на котором осуществляется торговля непродовольственными товарами (хозяйственными товарами, бытовой техникой, спортивными и туристическими товарами, косметикой и парфюмерией, канцтоварами, одеждой и обувью, товарами для детей и т.д.). В продуктовых магазинах эти товары называют «сопутствующими». Их ассортимент обычно меняется в зависимости от сезона, или обновляется перед праздниками.
- Продуктовый ритейл – представляет собой розничную торговлю продуктами питания, оптовые объемы которых сосредоточены на больших торговых площадях. Это один из немногих секторов экономики, который демонстрирует устойчивый рост даже в кризисные времена. Продукты относятся к товарам повседневного спроса, поэтому всегда будут востребованы потребителями. Удачным с точки зрения удобства для покупателей и получения прибыли для продавцов является устойчивое сочетание форматов продуктового и non food ритейла в одном торговом помещении. Распространенными видами продуктового ритейла, в зависимости от масштабов розничной торговли, выступают супермаркеты и гипермаркеты.
- Сетевой ритейл – представляет собой сеть одноформатных (в редких случаях разноформатных) магазинов, объединенных единой торговой концепцией. Как правило, сетевой ритейл управляется одним владельцем, имеет единую систему закупки и логистики. Это позволяет значительно снизить издержки и предложить потребителям самые привлекательные цены на товары. Магазины сетевой торговли имеют обширный ассортимент в выбранной области и получают значительную прибыль за счет торгового оборота.
- Интернет-ритейл – обеспечивает продажу розничных товаров через определенные сайты, на которых с помощью механизма корзины можно заказать товар, а затем приобрести его за безналичную или наличную оплату. Фактически это любая торговля в рамках электронного бизнеса, чаще всего представленная услугами Интернет-магазина.
- Мобильный (сотовый) ритейл – относительно молодой сегмент розничной торговли, поделенный между мобильными операторами в целях реализации населению услуг сотовой связи. На сегодняшний день данный рынок имеет большие объемы прибыли и продолжает динамично развиваться.
О продуктовом ритейле смотрите в следующем видеоматериале:
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Цели
Целью современного ритейла является обслуживание как можно большего числа розничных потребителей товаров с наименьшими трудовыми и временными затратами. Это осуществимо с помощью специальных ритейл-технологий, самым ярким воплощением которых являются супермаркеты самообслуживания, вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы.
В процессе организации работы ритейла должны быть решены следующие вопросы:
- Какие товары и услуги следует продавать?
- По какой цене необходимо их реализовывать?
- Каким способом необходимо их рекламировать?
- Какой будет вид торговой точки (отдельный магазин, точка в торговом центре, на рынке, на улице, либо Интернет-магазин)?
- Где будут расположены торговые точки?
- Каким образом будет осуществляться закупка товаров (цена, скидки на крупные партии, доставка и т.д.)?
- Какой должна быть товарная наценка (низкой, чтобы товар быстрее продавался или высокой для получения прибыли)?
- Какова должна быть логистическая политика торгового предприятия?
- Как можно привлечь покупателя, добиться как можно большего числа постоянных клиентов: с помощью рекламы, дисконта, скидок, акций, лотерей, распродаж и т.д.?
Технологии ритейла
Технологии ритейла представляют собой совокупность методов, приемов и инструментов по доведению товаров и услуг до конечного потребителя.
Выделяют следующие характерные технологии ритейла:
- Работа с оптовыми объемами товаров, которые магазин реализует в розницу. Эта технология ориентирована на массового потребителя, и ее задача заключается в снижении издержек: при минимуме персонала обслужить максимум клиентов.
- Аккумулирование в одном месте множества разнообразных товаров и услуг. Ритейл предлагает широкое разнообразие товаров, собранных в одном месте, в результате чего покупатель имеет возможность приобрести целый ряд необходимых товаров с существенной экономией времени.
- Разделение товаров по категориям в зависимости от доходности клиентов (эконом, средний, премиум, люкс, де люкс). Работа с каждой экономической группой населения ведется посредством специально предназначенных ритейл-технологий. В результате покупатель любого уровня достатка обязательно сможет приобрести желаемый товар.
- Применение различных техник продаж и способов привлечения покупателей: с помощью дизайна торговой сети, места расположения товара в торговом центре и т.д.
- Применение необходимого современного торгового оборудования, технологии самообслуживания.
- Автоматизация процесса закупок, учета и хранения товара.
Успешность применяемых технологий в ритейле зависит от следующих факторов:
- количества покупателей (клиентов), которых удалось привлечь и сделать постоянными;
- уровня доходности (зависит либо от количества продаваемых товаров, либо от существенной наценки на ограниченный ряд товаров);
- уровня конверсии воронки продаж (соотношения посетителей розничной точки и количества покупок).
Из чего состоит прибыль ритейлера
Основным способом получения прибыли в ритейле является формирование торговой наценки или маржи. Маржа складывается из разницы между ценой закупочной и продажной. Как правило, в продуктовой торговле она равна 25-30 %, а если речь идет о непродуктовой рознице, то может достигать значения в 200%. Эти цифры являются предельными, выше наценка не считается целесообразной.
Из полученной денежной прибыли ритейлер выплачивает разнообразные текущие расходы (аренда помещения, заработная плата сотрудников, связь, транспортные и клининговые услуги и т.д.). Чистая прибыль будет равна разнице суммы маржи и суммы текущих расходов. Ее размер может быть от 1-3 % в крупносетевом продуктовом ритейле до 20-50 % в непродуктовой рознице.
Другими доходами ретейлера могут быть размещение рекламы, проведение промо-акций компаний, продажа торгового пространства (получение так называемого бонуса «за вход в сеть»).
Обзор компаний этой сферы
Промсвязьбанк является коммерческим банком, реализующим ритейлерские услуги населению. В 2015 году по размеру активов банк занимал 11 место среди российских банков. Продукты и услуги этого ритейлера охватывают подавляющее большинство регионов России, среди его клиентов свыше 100 тыс. отечественных предприятий и 2 млн человек, пользующихся розничными услугами.
Мегафон – это популярная российская телекомуникационная компания-ритейлер, предоставляющая населению услуги сотовой связи, местной телефонной связи, доступа в Интернет, кабельного телевидения и сопутствующих услуг. На сегодняшний день она действует в 83 субъектах РФ, ее клиентами являются около 75 млн. человек.
Liga Retail – это ритейлерский проект, созданный в 2011 году и представляющий собой мероприятие в рамках корпоративного спорта – чемпионат, проходящий весной и осенью ежегодно. Уникальное в России отраслевое соревнование среди компаний розничной торговли позволяет проявить спортивную солидарность, популяризировать спортивный образ жизни, сформировать ценности дружбы и взаимопомощи.
X5 Retail Group представляет собой одну из самых успешных отечественных мультиформатных продуктовых розничных компаний. Компания управляет несколькими магазинами торговых сетей: гипермаркетами «Карусель», супермаркетами «Перекресток», магазинами «у дома» «Пятерочка». Со времени своего основания (2006 г.) X5 Retail Group стала крупнейшим продуктовым ритейлером, обеспечила себе прочные позиции в соответствующем экономическом сегменте, завоевала доверие постоянных покупателей.
Евросеть является известной российской компанией-ритейлером, которая владеет сетью салонов сотовой связи. Компания основана в 1997 году и в 2008 году занимала 37% российского рынка мобильных телефонов. Существенной особенностью Евросети являются активные и эпатажные рекламные компании.
На сегодняшний день компания осуществляет торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, портативной цифровой техникой, услугами мобильной связи, предоставляет возможность совершения различных платежей, имеет собственную логистическую службу.
С увеличением степени благосостояния граждан растет и покупательская способость населения, что обеспечивает развитие и перспективы ритейл-торговле. С каждым годом потребительские интересы возрастают (например, раньше все обходились без услуг сотовой связи и многие – без кредитов), поэтому спектр ритейл-услуг будет в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.
Новые технологии для современного ритейла рассмотрены в ходе следующей конференции:
Оставить комментарий