На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!
Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.
Что представляет собой этот документ?
Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:
- если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
- если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.
Однако учетная политика является не только сводом учетных правил:
- она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
- устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
- определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.
Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.
Правила формирования
Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в штате:
- штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
- руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
- приглашенный специалист.
Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.
Исключение составляют:
- предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
- действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.
Учетная политика на предприятии формируется на основе:
- федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
- положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
- отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.
Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – План счетов.
О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Порядок разработки
Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:
- в общеустановленном;
- в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.
Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.
Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом, к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.
Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).
Приказ, утверждающий учетную политику, должен обязательно содержать:
- название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
- дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
- далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
- после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
- если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.
Подписывает приказ руководитель предприятия.
Содержание учетной политики
Как правило, она содержит в себе три основных блока:
- 1-й блок – общие положения. В них излагается, что учет ведется в рублях и копейках, автоматизировано (или иным образом), с использованием типового (или рабочего) Плана счетов; с формированием или нет резервов; с использованием или нет переоценки активов, и т.д.
- 2-й блок – бухгалтерские правила учета. Здесь отражаются все моменты организации учета по объектам:
- основные фонды. Указывается формирование первичной оценки; учет активов, которые стоят не более 40 тыс.рублей; порядок начисления амортизации и установления срока использования актива; что считается инвентарным объектом;
- нематериальные активы. Следует отразить критерии отнесения имущества к данной категории активов; что считать инвентарным объектом; оценка; начисление амортизации;
- материально-производственные запасы. Важен учет транспортно-заготовительных расходов; порядок списания стоимости запасов; учет с использованием счета 15 или без него (для материалов) и с применением счета 40 или без его участия (для готовой продукции);
- доходы. Что признается доходами и их распределение по видам; порядок признания доходов, если продукция или работы выполняются и изготавливаются в течение длительного срока;
- расходы. Что считается расходами и распределение их по видам; списание коммерческих и общехозяйственных расходов – в целом на финансовый результат или с распределением по видам деятельности;
- распределение общепроизводственных расходов;
- учет курсовых разниц;
- перечень резервов и порядок их формирования;
- отражение в учете кредитов и займов. Нужно отразить, при каких условиях и в каком порядке проценты по заемным средствам относятся на стоимости купленных с их помощью активов;
- формирование забалансового учета, и многое иное.
- 3-й блок – налоговый учет. Важную роль здесь играет применяемый режим налогообложения (подробнее для ООО и для ИП):
- если расчет налогов производится с учетом и доходов, и расходов, то необходимо отразить порядок формирования и признания и тех, и других показателей;
- если же в расчете участвуют только доходы, то следует показать порядок их определения и признания;
- если при налогообложении используются специфические показатели, вроде вмененного дохода, в учетной политике рекомендуется отразить общие положения формирования налоговой базы и учет этих показателей.
Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать:
- образцы разработанных бланков первичной документации и регистров;
- система документооборота;
- состав комиссий для проведения инвентаризации, списания активов и т.д.
- рабочий (или типовой) план счетов;
- и иная информация, которая необходима для организации учета.
Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.
Ответственность за нарушение или отсутствие документа
Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:
- статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
- статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.
Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.
Нюансы, на которые стоит обратить внимание
На предприятии, работающем в сфере торговли, важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.
Для производственных предприятий важным считается:
- порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
- порядок учета незавершенного производства;
- порядок учета полуфабрикатов и брака.
Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.
Для ООО важна полнота отражения данных для определения чистой прибыли, за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.
Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования себестоимости по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.
Пример и рекомендации по составлению документа рассмотрены в видеосюжете:
Оставить комментарий