Организации, ведущие многоплановую работу по разным направлениям деятельности, часто сталкиваются с необходимостью публикации и предоставления своей финансовой отчетности внешним пользователям для демонстрации развития, а также в подтверждение потенциала роста в будущих периодах.
Для этой цели служит отчет о движении денежных средств, который позволяет наглядно продемонстрировать направления расходования денежных средств, капитальные вложения и источники поступлений, в том числе в перспективе, поскольку подразумевает отражение операций в разрезе основной работы, сделанных инвестиций и изменения структуры капитала.
Содержание
Что представляет собой данный отчет
Необходимость заполнения и предоставления отчета установлена Приказом Министерства Финансов №11-н от 02.02.2011, который утверждает ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».
Непосредственно форма №4 для составления отчета установлена Приказом Министерства Финансов №66-н от 02.07.2010.
Изменения в эти нормы внесены Приказом Министерства Финансов №124-н от 05.10.2011.
Особенности использования
Составление отчета обязательно для всех организаций, которые ведут бухгалтерский учет. Исключения составляют только предприятия малого бизнеса, финансовое состояние которых легко поддается анализу и оценке без специальной формы отчета. Некоммерческие организации также освобождены от обязанности заполнения.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Общие правила заполнения
Отчет разбит на три раздела, внутри которых существует разбивка на строки. Нумерация строк непосредственно в форме не предусмотрена, поэтому коды для каждой строки нужно брать из Приложения 4 к Приказу 66-н.
Отражению подлежат только те движения денежных средств, которые меняют структуру капитала и создают денежные потоки.
Не подлежат отражению:
- Конвертации в иностранную валюту или наоборот, не меняющие общей суммы;
- Переводы между банковскими счетами внутри организации;
- Обналичивание денег со счета через кассу;
- Перевод денежных средств в денежные эквиваленты;
- Бартерные сделки;
- Взаимозачетные операции;
- Прочие операции, в результате которых сумма денежных средств не изменяется.
При этом, если в результате какой-либо из указанных выше операций возникает изменение суммы, например, в виде курсовой разницы или банковского процента, то операция отражается в отчете, но не полностью, а в размере изменения (т.е. разницы или процента).
Все отрицательные суммы указываются в круглых скобках, знак «-» при этом не ставится. Это правило относится и к отражению убытков и ко всем расходным операциям.
Отчет подразумевает учет на равных основаниях и денежных средств, и денежных эквивалентов. Под этим понятием подразумевается вложение средств в активы с высокой ликвидностью и минимальным риском изменения стоимости. Основным вариантом такого вложения являются банковские вклады «До востребования».
Косвенные налоги, такие как НДС и акцизы не отражаются непосредственно, а указываются в свернутом виде итоговой суммой. Рассчитывается общая сумма НДС по всем перечисленным платежам и общая сумма по всем полученным. Если по итогу сумма перечисленного НДС меньше полученного, тогда разница указывается в строке отчета 4119 «Прочие поступления». Если перечислено больше, чем получено, тогда разница НДС указывается в строке 4129 «Прочие платежи». Этот налог вносится в раздел текущих операций.
Аналогичная ситуация и с отражением акцизов.
Отчет заполняется в рублях. Если имеются валютные операции, их суммы пересчитываются в рубли по курсу на дату операции.
Дополнительное внимание необходимо обратить на то, что пересчет остатков в валюте по курсу на начало года за вычетом движений за год по курсам на даты операций с последующим пересчетом итоговой суммы по курсу на конец года неизбежно будет создавать расхождения итоговой суммы баланса, которая будет отличаться на сумму разницы курсов. Для корректировки этого расхождения предназначена строка 4490, в которой указывается общая сумма курсовой разницы.
Пошаговая инструкция заполнения
Структура отчета классифицирует все операции на три раздела: текущие, инвестиционные и финансовые. Сведения заносятся на основании данных баланса в тот раздел, к которому относится каждая конкретная операция.
Следует иметь в виду, что одна и та же операция для разных организаций может относиться к разным разделам в зависимости от основного вида деятельности. То есть, если основная деятельность связана со сдачей имущества в аренду, то арендные поступления будут отнесены к текущим операциям, если направление деятельности другое, но арендные операции все же имеются, тогда они будут считаться инвестиционными. То же относится и к сделкам с ценными бумагами, и к прочим сделкам, которые могут считаться инвестиционными, а могут быть основной деятельностью предприятия.
Отдельного внимания заслуживают полученные и возвращенные кредиты и проценты по ним, поскольку сумма долга и начисленные проценты будут разноситься по разным разделам отчета. Уплата процентов будет считаться текущей операцией, а возврат основной суммы – финансовой.
Все денежные потоки, которые невозможно классифицировать однозначно, следует относить в раздел текущих.
В шапке указывается информация об организации-составителе и отчетный период.
Сведения, вносимые в этот раздел:
- Отчетный год;
- Дата заполнения;
- Наименование организации;
- Вид экономической деятельности;
- Организационно-правовая форма;
- Единица измерения;
- Коды ОКУД, ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ/ОКФС, ОКЕИ.
При выборе единицы измерения отчета необходимо ориентироваться на единицу измерения баланса. Они должны совпадать.
К текущим операциям относятся все движения денежных средств, связанные с основной деятельностью организации. Они отражаются в строках 4110 – 4100.
В этом разделе сначала рассчитывается общая сумма всех поступлений от основной деятельности (4110). Этот показатель составляет общую сумму строк 4111-4119. 4111 – сумма выручки и полученных авансов. 4119 – прочие поступления.
Данные берутся из счетов баланса 50, 51, 52, 55, 57.
Затем рассчитывается общая сумма всех перечислений (4120). Показатель составляет общую сумму строк 4121-4129.
Разница между поступлениями (4110) и расходами (4120) указывается в итоговой строке по разделу – 4100.
К инвестиционному разделу относятся операции с внеоборотными активами.
По строке 4210 отражается сумма всех поступлений, формируемая из строк 4211-4219.
По строке 4220 указывается общая сумма расходов.
4200 – итоговая строка раздела, разница между 4210 и 4220.
Третий раздел – отображение состояния капитала организации. Здесь отражаются изменения его величины и структуры.
Строка 4310 – все поступления раздела (сумма по строкам 4311-4319).
Строка 4320 – общая сумма платежей (формируется по строкам 4321-4329).
4300 – сальдо раздела, разница строк 4310-4320.
4400 – итоговая сумма за отчетный период, состоит из общей суммы по строкам 4100, 4200, 4300.
Движения денежных средств за отчетный год должны быть дополнены данными по остаткам на начало и конец года. После получения сальдо отчета эта цифра суммируется (или вычитается) с остатками на начало года и получается итоговая сумма – остаток на конец года.
4450 – остатки на начало года.
4500 – остатки на конец года.
К отчету предусмотрена возможность приложения пояснений, раскрывающих те моменты, которые на взгляд бухгалтера нуждаются в пояснениях.
Анализ данных отчета
Заполненный отчет за календарный год позволяет оценить финансовое состояние предприятия, а главное – направление работы за прошедший год, и понять какую деятельность она за этот период считала приоритетной – развитие основной деятельности, увеличение дохода за счет дополнительного инвестирования, усиление или ослабление капитала и т.д.
Особенности формы МСФО 7
Помимо составления «Отчета о движении денежных средств» на основании ПБУ 23/2011, предусмотрено также составление аналогичного отчета по форме МСФО 7 для организаций, ведущих отражение финансовой деятельности в соответствии с международными стандартами.
Содержание этой формы по сути своей соответствует описанному выше, но имеются и существенные отличия.
Во-первых, из обязанности к составлению этой формы отчета не делается исключений. То есть в соответствии с этим стандартом малый бизнес и некоммерческие организации должны вести отчетность на общих основаниях.
Во-вторых, очевидное, хотя и чисто формальное отличие есть в названии первого раздела, составляемого по основной деятельности. В ПБУ 23/2011 он называется текущей деятельностью, а по МСФО 7 это операционная деятельность.
И основное отличие состоит в том, что по МСФО 7 допустимо отражение сведений как прямым, так и косвенным методом, в то время как для ПБУ предусмотрен только прямой метод.
Итог
Преимущество отчета состоит в том, что все сведения для его составления берутся из баланса, однако по изучению баланса невозможно сделать подобных выводов, поскольку отсутствует разбивка по сферам деятельности.
Семинар, посвященный данному отчету, смотрите в следующем видеосюжете:
Оставить комментарий