Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта

Банковские гарантии на обеспечение исполнения контрактаДля предпринимателей и юридических лиц, работающих или только планирующих начать работу в сфере государственных закупок с бюджетными и казенными предприятиями и учреждениями, всегда актуальным вопросом является предоставление обеспечения при заключении контрактов.

Согласно действующему законодательству о контрактной системе мало выиграть аукцион или конкурс для обеспечения тех или иных нужд государства, субъектов РФ или муниципальных образований, необходимо непосредственно перед подписанием контракта предоставить к нему обеспечение.

Определение данного понятия

Скачать образец банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта.

Способ обеспечения исполнения контракта по Закону о контрактной системе выбирается поставщиком или исполнителем самостоятельно из двух вариантов: гарантия или внесение на специальный счет заказчика денежных средств. Считается, что такое обеспечение со стороны коммерческой организации – исполнителя контракта, побуждает его относиться к своим обязательствам более взвешенно и ответственно, а заказчику (государственному или муниципальному) дает возможность удовлетворить требования по взиманию неустойки за неисполнение или нарушение условий контракта поставщиком из такого обеспечения.

Банковская гарантия — способ обеспечения обязательств исполнителя контракта перед заказчиком.

Что такое банковская гарантия на обеспеченеие исполнения контрактаСогласно Гражданскому кодексу (глава 23, ст. 329, 368), банк-Гарант по просьбе поставщика (исполнителя, подрядчика), дает заказчику письменное обязательство уплатить за первого определенную сумму, в случае, если поставщик не исполнит своих обязательств и заказчик представит требование о такой уплате.

При этом право на требование об уплате сумм по гарантии у заказчика (он именуется в банковской гарантии Бенефициаром), возникает только при наличии оснований, а именно – неисполнении поставщиком (в гарантии он именуется Принципалом), его контрактных обязательств, или при исполнении таких обязательств с нарушениями. В случае если банку приходится выплачивать оговоренную сумму по гарантии, впоследствии эта сумма будет удерживаться с клиента-принципала, в порядке регресса (возврата).

Таким образом, банк своим обязательством подкрепляет намерения исполнителя контракта на неукоснительное исполнение обязательств перед заказчиком, гарантируя быструю выплату неустоек и штрафов по требованию заказчика во внесудебном порядке.

Когда необходимо прибегнуть к обеспечению обязательств, смотрите в следующем видеосюжете:

Преимущества и недостатки

Гарантия как средство обеспечения обязательств подробно регулируется нормами Гражданского кодекса, и в силу этого, часто применяется в деловом обороте. Как вариант предоставления обеспечения контракта она имеет как свои сильные, так и слабые стороны.

Важно знать, что заказчики принимают как надлежащее обеспечение только гарантии от банков, включенных Минфином РФ в специальный список и соответствующих требованиям ст. 74.1 Налогового кодекса.

Преимущества использования банковской гарантииК преимуществам гарантии для исполнителя можно отнести:

  • быстроту оформления документа;
  • определенность требований, предъявляемых к клиенту банка;
  • достаточно небольшую стоимость за предоставление гарантии относительно цены самого контракта;
  • возможность определить условия гарантии в зависимости от требований заказчика и аукционной документации (с учетом норм Закона о контрактной системе).

Преимуществами для госзаказчика являются:

  • возможность быстро (как правило, не дольше, чем за 5 рабочих дней) получить денежные средства от банка-гаранта в качестве неустойки;
  • нет необходимости дожидаться решения суда о неисполнении поставщиком своих обязательств и взыскании сумм неустойки;
  • четко оговоренный законодательно список документов и сведений, включаемых в требование банку об уплате обеспечения, сверх которого запрещено требовать документы от заказчика.

Определенным недостатком получения гарантии, как средства обеспечения считаются для поставщика требования банка к устойчивости и финансовому положению клиента, заказчик же заинтересован только в том, чтобы полученная им в качестве обеспечения гарантия соответствовала документации о закупке и требованиям законодательства о контрактной системе.

При этом важно помнить, что заказчик не обязан согласовывать проекты гарантий на этапе их оформления, поскольку деятельность поставщиков является коммерческой и осуществляется на свой страх и риск.

Преимущества использования банковских гарантий рассмотрены в данном видеоролике:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Этапы оформления и порядок предоставления

Порядок оформления банковской гарантии на обеспечение исполнения контрактаДля получения банковской гарантии предприниматель или организация имеют возможность обратиться:

  1. непосредственно в банк, осуществляющий их расчетное обслуживание;
  2. другое банковское учреждение из списка Минфина РФ;
  3. к кредитному брокеру (предоставляющему услуги по оформлению гарантий за определенную плату, и имеющему возможность оформить запрос на получение гарантии сразу в несколько банковских учреждений).

Если организация регулярно имеет необходимость в гарантиях на обеспечение исполнения контакта, ей разумно получить в банке возобновляемую кредитную линию на такие гарантии. В таком случае, исходя из стоимости кредитной линии можно быстро оформить необходимый документ или сразу несколько.

В любом случае для оформления потребуется предоставление копий учредительных документов, бухгалтерской и налоговой отчетности, а последний год/полугодие, ряд других сведений. Банк, после анализа устойчивости и состояния обратившегося клиента, принимает решение о выдаче/невыдаче гарантии.

При положительном решении банка оформление документа включает в себя:

  • определение условий гарантии (срока, суммы, условия о безотзывности, отлагательного условия и т.д.), исходя из требований аукционной или конкурсной документации заказчика;
  • согласование окончательного варианта гарантии в кредитном комитете банка;
  • заключение договора о предоставлении гарантии (между банком-гарантом и клиентом-принципалом) и оплата услуг банка;
  • оформление бумажного варианта гарантии и выписки из реестра гарантий;
  • включение банком выданной гарантии в общероссийский реестр таких гарантий (размещается для всеобщего доступа на портале zakupki.gov.ru) в течение 1 суток после ее выдачи;
  • передача гарантии заказчику лично (а в случае заключения контракта по результатам электронных торгов – через электронную торговую площадку в электронном виде) для проверки и принятии.

По закону у заказчика имеется срок в три рабочих дня, чтобы проверить гарантию на соответствие установленным требованиям и принять ее, подписав контракт. В противном случае, заказчик предоставляет поставщику письмо, с отказом в принятии гарантии и причинах этого.

Причинами отказа в принятии гарантии могут быть только:

  • ее несоответствие требованиям Закона о контрактной системе (ст. 45);
  • публикации в реестре банковских гарантий;
  • установление банком требования представлять документы, не перечисленные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ № 1005 (от 08.11.2013), с внесенными в него изменениями.

Негативным последствием непринятия гарантии для поставщика является возможность быть внесенным в реестр поставщиков, недобросовестно выполняющих свои обязанности, и лишение права участвовать в госзакупках на 2 года, поэтому очень важно тщательно подходить к оформлению всех условий гарантии еще на этапе переговоров с банком.

Возможные трудности при оформлении рассмотрены в следующем видеоматериале:

Сроки и цены

При оформлении в качестве обеспечения контракта банковской гарантии следует учесть несколько моментов, касающихся ее сроков:

  • Стоимость и сроки оформления банковской гарантиисрок действия самой гарантии должен превышать срок действия контракта не менее, чем на 1 месяц (например, если контракт действует до 1 июня, банковская гарантия не может закончить действие раньше, чем 1 июля включительно);
  • срок выплаты денежных сумм бенефициару не должен превышать срок, установленный в аукционной документации (обычно 5 дней);
  • требование об уплате заказчиком может быть отправлено по почте или доставлено лично/курьером до окончания срока гарантии;
  • срок оформления самой гарантии и ее размещения в реестре должен уложиться до момента заключения контракта (для конкурсов – не более 10 дней после подведения итогов, для аукционов – от 10 до 20 календарных дней).

Цена за банковскую гарантию для клиента банка-принципала, зависит от индивидуального решения банка, но может колебаться от 3 до 10 % от стоимости контракта. Сумма же обеспечения устанавливается заказчиком в документации о закупке и составляет 5-30% начальной цены контракта. И даже если в ходе аукциона цена была снижена, обеспечение должно быть предоставлено в оговоренном размере.

Взаимоотношения сторон

Согласно нормам Гражданского кодекса в банковской гарантии действуют три стороны:

  • клиент банка, обратившийся за гарантией, в отношении обязательств которого банк выдает гарантию (принципал);
  • заказчик по контракту (бенефициар);
  • банк, который выдал гарантию (гарант).

Необходимо сказать, что при оформлении самой гарантии не требуется никакого участия бенефициара и его согласия на выдачу документа, договор о предоставлении гарантии заключают гарант и принципал.

После приема бенефициаром гарантии, в случае неудовлетворения требований последнего об уплате сумм по гарантии, у бенефициара возникает право на бесспорное списание со счёта гаранта денежных средств, если им в течение оговоренного времени не произведена выплата. Такое условие включается практически в каждую документацию о закупке, и поэтому должно быть предусмотрено в самой гарантии.

Взаимоотношение сторон при использовании банковской гарантииИнтересно, что согласно позиции ФАС РФ не является нарушением непредоставление заказчику гарантии в бумажном виде, в случае, если она опубликована в реестре гарантий и соответствует требованиям законодательства.

Бухгалтерские проводки

Бухгалтерский учет операций, связанных с банковскими гарантиями, имеет свои особенности.

При выплате банком средств бенефициару налоговых последствий по НДС для последнего не имеется.

Бенефициаром производится запись по счету 51 «Расчетные счета» (дебет) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Задолженность принципала, списанная за счет средств гаранта, должна отражаться по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета учета задолженности должника в зависимости от вида обязательства (расчеты с покупателями, финансовые поступления, предоставление займов).

Прекращение действий

Случаи прекращения банковской гарантии установлены в ст. 378 ГК РФ.

Прекращение действия банковской гарантииК ним относятся:

  • уплата оговоренной в документе суммы (как единоразово, так и по частям);
  • окончание срока действия гарантии;
  • отказ заказчика-бенефициара от прав по гарантии.

При этом не требуется возврата самого документа в случаях истечения срока и прекращения путем исполнения. А вот при отказе бенефициара от прав требования по гарантии необходимо предоставление письменного уведомления от бенефициара гаранту, и возврат самого документа в банк.

При выборе способа обеспечения исполнения контракта поставщиками банковская гарантия применяется очень часто, чему способствуют как хорошая урегулированность нормами гражданского законодательства, доступность и быстрота оформления, так и отсутствие необходимости отвлекать из оборота компании денежные средства в качестве обеспечения на весь срок действия контракта.

Оставить комментарий