Конкуренция между франчайзи
Распространена ситуация, когда франчайзи воспринимает появление других точек как открытие конкурирующего предприятия, но это не всегда оправдано (начало статьи здесь) – каждое новое предприятие открывает для конечного потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах сети и повышает его доверие к брэнду.
Здесь можно привести уже хрестоматийный пример компании Subway. В Москве в районе Белорусского вокзала открылся и успешно работал франчайзинговый бутербродный ресторанчик. Через некоторое время на расстоянии ста метров открылся другой Subway.
Результат – у первого выручка возрастает в полтора раза. Более того, скоро будет открыт третий Subway на таком же небольшом расстоянии, и первые два ресторана вновь ожидают увеличения выручки.
Объясняется это тем, что при возрастании количества и плотности точек увеличивается узнаваемость и доверие к марке. Но открывать франчайзинговые точки через каждые 100 метров – это, конечно, не универсальное правило. Все зависит от количества потенциальных потребителей.
Важная задача франшизера — рассчитать оптимальную плотность франчайзи на определенной территории, чтобы избежать конфликта интересов франчайзи. С параллельно развивающейся собственной сетью тоже нужно быть аккуратнее – если франчайзи почувствует, что франшизер с ним конкурирует в неравной борьбе, а не поддерживает, это наложит крест на успешность франчайзинговой программы.
Франчайзинг – стратегия освоения новых территорий
Для многих, если не для большинства компаний, франчайзинг – это стратегия освоения новых территорий. Система франчайзинга дает возможность быстрого расширения сбытовой сети, в первую очередь это касается удаленных регионов и небольших городов, где не всегда целесообразно открывать собственные магазины и лучше найти заинтересованных партнеров.
Креативность франчайзи, несоблюдение стандартов как следствие недостаточного контроля
Одна из существенных проблем франчайзинга состоит в том, что собственником франчайзингового предприятия является франчайзи, у которого есть собственное мнение по вопросам ведения бизнеса, которое может отличаться от стандартов Франшизера.
Иногда возникает такая проблема, когда мнение партнера-франчайзи, относительно некоторых аспектов ведения бизнеса сильно расходится с имеющимся у франшизера опытом. Когда человек является собственником бизнеса, то есть фактически управляет своими деньгами, по ряду вопросов последнее слово остается за ним. В результате, отказываясь признать опыт компании-франшизера и учесть его рекоменации, франчайзи расплачивается за свои ошибки, и в то же время падает имидж марки в конкретном регионе из-за несоблюдения стандартов.
В подобных ситуациях компания-франшизер применяет штрафные санкции вплоть до закрытия магазина.
Некоторые франшизеры считают, что франчайзи не должен проявлять творчество, а должен четко следовать инструкциям франшизера. Но это не всегда верно, т.к. Франчайзи могут предложить действительно ценные идеи, к примеру, «бигмак», один из символов Макдоналдса, изобрел франчайзи компании. Творчество не стоит убивать, но нужно четко контролировать.
Любая инновация должна происходить только после согласования с франшизером. В идеале франшизер, прежде чем разрешить франчайзи внедрить какую-либо инновацию, проводит ее испытания на собственных точках, а уже потом дает своим франчайзи обкатанный продукт.
Франчайзи может стать конкурентом
Печально, но факт. Изначально законодательство от этого не защищает. Это один из тех многочисленных моментов, которые необходимо предусматривать во франчайзинговом соглашении. При этом нужно учесть все возможные каналы ухода франчайзи вместе с секретами франшизера. Если не закрывать эти каналы, то может возникнуть множество аналогов компании-франшизера, эксплуатирующих ее идею и систему.
Законодательство
То, что с франчайзингом (коммерческой концессией) трудно работать – это факт.
Один из наиболее существенных минусов коммерческой концессии – право пользователя в срочном договоре заключить договор на новый срок на тех же условиях.
Это значит, что, к примеру, нельзя при перезаключении договора на новый срок повышать роялти без согласия франчайзи, хотя через пять лет после первого заключения договора брэнд и бизнес-система франшизера могут значительно подорожать – брэнд станет более известным, технологии – более проработанными. Нарушается сама идея срочного договора – по истечении срока договора при продлении договора пересматривать условия отношений сторон.
К другим минусам коммерческой концессии можно отнести следующие:
1) требование о регистрации договора в Роспатенте (слишком длительный срок регистрации);
2) субсидиарная (по общему правилу) либо солидарная (в случае, если пользователь является производителем товаров правообладателя) ответственность правообладателя по требованиям к качеству товаров и услуг, реализуемых пользователем;
3) безусловная возможность расторжения бессрочного договора без объяснения причин с уведомлением за 6 месяцев, если больший срок не установлен в договоре;
4) ничтожность всего договора полностью (включая нормы договора, не связанные с передачей права пользования товарным знаком или правами обладателя патента) при отсутствии регистрации в Роспатенте.
Проблема, которую действительно невозможно эффективно решить, – это охрана информации. Механизм охраны законодательством предусмотрен. Но, даже если принять в компании Положение о коммерческой тайне, где четко определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, все носители сложить в сейф, а за ознакомление с ней брать подпись с каждого просвещенного лица – доказать факт разглашения информации законными методами и привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно.
Разочарование от незнания
Франшизер, имеющий действительно большой опыт управления собственными предприятиями, должен передать партнеру свой опыт, до мельчайших деталей отраженный во франчайзинговом пакете. Во многом благодаря детальной проработке передаваемой партнерам документации наши Франчайзи добиваются успеха.
Также компания может потерять интерес к франчайзинговой программе из-за отсутствия спроса, вызванного неэффективностью продвижения франчайзингового предложения. Очевидно, что недостаточно сделать хороший продукт – нужно донести этот продукт до потребителя, добившись его доверия. Доверие достигается знанием потенциальных франчайзи о предложении.
Франшиза – крайне специфичный продукт, рассчитанный на очень узкий круг покупателей, и выбирать способы продвижения нужно с хирургической точностью. Трудность не только в том, что круг покупателей узкий, но и в том, что покупатели франшиз распределены между Интернетом и офлайновыми ресурсами (журналы, каталоги, выставки). Более того, до недавнего времени самих этих каналов было немного.
Сейчас уже существуют каталог франшиз на базе делового еженедельника «Секрет фирмы» (офлайновый ресурс), интернет-ресурс для поиска франчайзингового партнера www.beboss.ru (электронный каталог франшиз в Интернет), и другие каналы.
Оставить комментарий