Дебиторская задолженность – важный показатель, который позволяет оценивать финансовую устойчивость компании, ее деловую активность и оборачиваемость вложенного в оборотные средства капитала. Поэтому нельзя игнорировать резкий рост или, наоборот, сокращение уровня этого показателя.
Состояние дебиторской задолженности всегда должно находиться под постоянным контролем. Тем более для этого есть отличный инструмент.
Для чего нужен данный показатель
Дело в том, что слишком резкое увеличение объема долгов покупателей означает, что продавец ведет слишком неосмотрительную кредитную политику, игнорируя необходимость строго контроля расчетов с покупателями и продолжая отгружать продукцию, независимо от наличия непогашенных предыдущих отгрузок. Фактически это означает, что предприятие «проедает» свои резервы, а через некоторое время, если не предпримет никаких попыток взыскать долги (например, обратившись в суд), начнет прибегать к внешним заимствованиям, теряя свою финансовую независимость. А это способно привести к банкротству.
Однако и быстрое уменьшение дебиторской задолженности, если оно не связано с умелой работой с клиентами, тоже неприятное явление, которое свидетельствует о падении интереса к производимой продукции. Что тоже, если не изменить ситуацию, способно привести к банкротству.
Тем более причин для уменьшения объема продаж предостаточно:
- высокие цены;
- не гибкие условия сотрудничества;
- плохое качество продукции, и т.д.
И все это позволяет оценить уровень коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
Конечно, нужно стремиться к его увеличению, но делать это нужно разумно:
- увеличивая объемы выручки от продаж за счет грамотной ценовой политики и маркетинга;
- одновременного уменьшения дебиторской задолженности с помощью устранения такого явления, как просроченные и долгосрочные долги.
Формула расчета
Для исследования оборачиваемости долгов покупателей существует простая формула, в основе которой лежит взаимодействие двух показателей – выручки от продаж и остатка дебиторской задолженности. Естественно, чем выше объем выручки и меньше уровень долгов, тем лучше. Такое соотношение свидетельствует об эффективной работе с покупателями, не допускающей просрочки долгов и одновременно падения объема выручки. Обратное явление влечет за собой негативную оценку деятельности компании.
Все показатели для расчета берутся по данным бухгалтерского баланса, т.е. в рублях. Если выручка и задолженность клиентов оценивается в валюте, то в бухгалтерский учет и отчетность эти показатели попадают с пересчетом в рубли по курсу, который действует на момент совершения сделки или оценки. Кстати, рост или падение курса валюты тоже оказывают свое влияние на изменение показателей расчета из-за разницы в периоде принятия обоих показателей к учету. И это тоже нужно иметь в виду, давая оценку оборачиваемости дебиторской задолженности. Т.е. фактически необходимо привести к равной, текущей оценке оба значения.
Дебиторская задолженность используется в виде ее среднего остатка (ДЗСО), который рассчитывается за определенный промежуток времени следующим образом:
За этот же период берется и выручка от продаж.
И тогда расчет коэффициента оборачиваемости ДЗ (k ДЗ) будет выглядеть так:
Существует и еще один вариант оценки состояния расчетов с покупателями – период оборачиваемости:
Нередко вместо 365 дней берут банковское значение года в 360 дней.
Период оборачиваемости показывает средний срок, за который происходит расчет клиентов за отгруженную продукцию. И, естественно, чем он больше, тем хуже для финансового положения компании.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Пример расчета
- Выручка от продаж за год = 123 560 тыс.рублей;
- Дебиторская задолженность на начало года = 6615 тыс.рублей;
- Дебиторская задолженность на конец года = 10560 тыс. рублей.
ДЗСО = (6615 т.р. + 10560 т.р.) : 2 = 8587,5 т.рублей,
k ДЗ = 123560 т.р. : 8587,5 т.р. = 14,39
Это означает, что у предприятия разумная клиентская политика: на 1 рубль долгов приходится 14,39 рублей выручки;
Период ОДЗ = 365 дней : 14,39 = 25,4 дня
Средний срок возвращения долгов составляет чуть меньше месяца. Компании следует изыскать способы сокращения данного срока или провести анализ задолженности, выявив просрочку и нереальные к взысканию суммы.
Нормативный уровень коэффициента
Стоит отметить, что не существует единого для всех нормативного значения коэффициента оборачиваемости клиентской задолженности. Для каждой отрасли оно свое.
Более того, для каждого предприятия данный показатель свой! И дело все:
- в специфике используемой ценовой политики и работы с покупателями;
- в особенности маркетинговой деятельности продавца;
- в особенности реализуемой им продукции;
- в используемом им режиме налогообложения и порядке формирования показателей бухгалтерского учета, и т.д.
Анализ данных
Предприятие будет оценивать изменения данного коэффициента, исходя из своей специфики.
Однако для всех одинакова трактовка общих изменений показателя в сторону увеличения или уменьшения:
- рост коэффициента положителен, если одновременно происходит рост объема выручки за счет увеличения товарооборота и снижение уровня дебиторской задолженности;
- падение коэффициента отрицательно, если одновременно происходит снижение уровня продаж (или их стабильность) и возрастание объема покупательских долгов.
Во всех остальных случаях изменения в коэффициенте нужно рассматривать с позиции анализа динамики всех показателей, используемых в расчете.
Кредиторская задолженность
Этот показатель «помогает» оценить, насколько опасно положение компании из-за роста дебиторской задолженности. Т.е. располагает ли компания собственными средствами для ведения бизнеса.
Этот коэффициент (k КЗ) считают по следующей формуле:
где КЗСО – средний остаток задолженности перед кредиторами:
Суть коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности в том, что он показывает, насколько превышает объем продаж размер задолженности предприятия перед поставщиками, банками, бюджетом и прочими кредиторами. И чем это показатель выше, тем менее зависимым становится компания от заемных средств! Поэтому данный коэффициент следует рассматривать одновременно с показателем оборота дебиторской задолженности, чтобы получить более точную картину.
Основные правила управления дебиторской задолженностью предприятия рассмотрены в следующем видеосюжете:
Оставить комментарий