Плюсы и минусы франчайзинга

Что такое франчайзинг?
10 причин купить франшизу
Нужен ли мне франчайзинг?
Опасности при покупке франшизы

Несомненно, Российские компании при выборе стратегии развития задумываются над вопросом: быть или не быть франшизером.

Практика показала, что франчайзинг имеет ряд существенных недостатков, однако при правильном подходе достоинства, бесспорно, перекрывают эти недостатки. Об этой борьбе плюсов и минусов франчайзинга и пойдет речь далее.

Итак, в самом общем виде франчайзинг представляет собой отношения между двумя независимыми предпринимателями, в рамках которых одна компания (франшизер) передает другой (франчайзи) право за вознаграждение открыть собственное предприятие под брэндом франшизера и с использованием его бизнес-технологий.

В результате этого альянса франчайзи открывает точную копию предприятия франшизера. Разумеется, в зависимости от сферы деятельности для этого копирования к брэнду и бизнес-технологиям добавляется обучение персонала, поставка товаров (в товарном франчайзинге), маркетинговая поддержка и др.

Среди основных плюсов франчайзинговой системы развития по сравнению с собственным развитием фигурирует известная троица: франчайзинг эффективно решает проблемы денег, времени и кадров.

Деньги

Как правило, большую часть затрат при открытии новых представительств франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает необходимые для бизнеса помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала.

Поскольку все это оплачивает франчайзи, можно уверенно назвать эти средства эффективно привлеченным капиталом. Средние затраты франчайзи на создание одной франчайзинговой точки – около 50 тыс. долларов.

Время

Франчайзинг как способ развития значительно выигрывает по скорости. Как правило, сравнительно высокая скорость достигается благодаря отсутствию необходимости поиска средств на капитальные затраты. Также благодаря тому, что инициатива развития каждого предприятия идет снизу от самого франчайзи, кровно заинтересованного в успешности собственного предприятия, соответственно его не нужно постоянно подгонять сверху, напротив, франчайзи сами активно требуют информацию от франшизера.

Но в любом случае, как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем открыть на той же территории свое собственное подразделение, ведь франчайзи лучше знают особенности своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом, соответственно они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра.

Франчайзи знают локальный рынок изнутри. Они на местах помогают франшизеру увеличивать скорость освоения новых территорий. Кроме того, в случае франчайзинга значительно быстрее происходит реагирование на любые рыночные изменения, да и возможные риски фактически распределяются на всю сеть.

Кадры

Хороший профессиональный менеджмент – это одна из составляющих успеха франчайзинга. Менеджеры франшизных предприятий, как правило, работают лучше своих обыкновенных коллег.

Объясняется это в первую очередь иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий – это их собственники, потратившие на открытие бизнеса много собственных ресурсов. Люди по существу работают на самих себя, и успех предприятия – это их прибыль, а неуспех – серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов. Таким образом, с помощью франчайзинга, франшизер получает преданных делу менеджеров.

Франчайзинг – это источник дохода

Безусловно, один из самых веских аргументов в пользу франчайзинга – франчайзинг приносит доход, причем, как прямой, так и косвенный.

Классика франчайзингового вознаграждения – это паушальный взнос (вступительный взнос за вхождение в сеть) и роялти (периодические платежи).

Такая схема платежа за франшизу применяется, как правило, в франчайзинге услуг, когда конечный потребитель приобретает у франчайзи услугу, а те товар.
Это салоны красоты, туристические услуги, автосервис, образование, развлечения и т.п. Такой франчайзинг является наиболее рискованным для франшизера, поскольку зависимость франчайзи от франшизера минимальна, а соответственно и контролировать такого франчайзи очень сложно, учитывая условную охрану конфиденциальной информации нашим законодательством. Отсюда и плата за риски в виде больших паушальных взносов.

С роялти здесь тоже интересная ситуация: традиционные на западе роялти в виде процентов от выручки партнера у нас не всегда приемлемы – на местах фактическую выручку можно скрыть, и порой даже сам руководитель франчайзингового предприятия не знает и не может знать, какова неофициальная выручка фирмы. Озвученная проблема, к примеру, актуальна для риэлторского бизнеса, где агенты на поле всегда могут между собой договориться и скрыть свое реальное вознаграждение от сделки.

Это и объясняет тот факт, что франшизер берет в этом случае фиксированные роялти, не привязанные к выручке франчайзинговых агентств, размер которых определен по принципу исчисления единого налога на вмененный доход – рассчитывается предполагаемый финансовый результат риэлторского агентства, и с него берется «налог». Но есть, конечно, и исключения.

В товарном франчайзинге паушальный взнос и роялти уже отмирают, а вознаграждение франшизера закладывается в оптовой цене товара, поставляемого франчайзи. Это объясняется тем, что в товарном франчайзинге наиболее высокая конкуренция среди франчайзинговых предложений, поскольку товарный франчайзинг является наиболее безрисковым франчайзингом (бизнес франчайзи напрямую зависит от поставок товара от франшизера, и эти поставки являются рычагом воздействия на франчайзи).

Товарный франчайзинг имеет самую большую долю на российском рынке франшиз – 45%. Конкуренция здесь настолько велика, что лидеры рынка уже предлагают особые конкурентные преимущества для франчайзи. К примеру, группа компаний «Спортмастер» предлагает не одну франшизу, а целых четыре: СПОРТЛАНДИЯ, COLUMBIA, FOOTTERRA и O`NEILL.

Идея мультифраншизы такова: у магазинов одежды ниша определенного брэнда быстро заполняется, и Франчайзи для дальнейшего роста необходимо приобретать другую франшизу, вновь выстраивая бизнес с нуля. “Спортмастер” же дает своему франчайзи возможность дальнейшего развития бизнеса, и франчайзи на базе уже сложившихся отношений получает новый брэнд, сохраняя при этом принцип “одного окна”: единый для всех франшиз канал поставки и систему логистики, существенную экономию на маркетинговых и финансовых схемах. Например, покупая товар COLUMBIA, Франчайзи может его продавать в магазинах COLUMBIA, СПОРТЛАНДИЯ и FOOTTERRA одновременно.

Определенный плюс заключается в том, что при мультифраншизе франчайзи сможет использовать различные форматы помещений от 50 до 500 кв.м., что значительно развязывает руки при дефиците торговых площадей в регионах.

Для товарного франчайзинга характерна легкость контроля финансового результата франчайзи – сколько покупает, столько и продает. Но при этом франшизер должен понимать, что его франчайзи получают приоритет перед другими оптовыми покупателями.

Это нередко вызывает конфликт внутри самой компании, занимающейся одновременно оптом и франчайзингом: между продавцами оптового отдела с одной стороны и менеджерами по франчайзингу с другой.

Первым важно больше продать куда угодно, заработать в краткосрочной перспективе и сопротивляться уменьшению продаж, поскольку их заработок напрямую зависит от объема реализации.

Вторым – продавать по самым низким ценам и только в фирменную сеть, чтобы только в фирменной сети был самый широкий ассортимент и самые низкие цены, поскольку их заработок зависит от результатов работы франчайзи.

Кроме того, подход оптовых продавцов идет вразрез с повышением престижности брэнда, поскольку для них допустимо, чтобы их клиент по оптовым закупкам продавал купленный товар на рынке, зарабатывая на обороте и удешевляя брэнд, а франчайзинговая программа не может быть успешно реализована без сильного и «дорогого» брэнда.

Безусловно, большим плюсом для франшизера в товарном франчайзинге является развитие гарантированного рынка сбыта наподобие бизнес-ланчей в ресторанах. Здесь стоит отметить интересный факт: доход от собственного магазина в торговом центре с хорошей проходимостью и приемлемыми арендными ставками, как правило, значительно больше, чем маржа от оптовых поставок своему франчайзи. Первоначально может показаться, что это минус франчайзина. Но во франчайзинге при меньшей прибыли (по сравнению с собственными предприятиями) доходность инвестируемого капитала несравнимо больше. Кроме того, этот минус компенсируется множеством других плюсов, называемых косвенными доходами франшизера.

Франшизер является правообладателем брэнда. Каждое открытие нового предприятия, затраты на каждое рекламное мероприятие – это вклад в имущество и франшизера, и франчайзи. Этот вклад делает не только франшизер, но и его франчайзи, причем оба партнера находятся на одной стороне и делают вклад в общее дело.

Распространена ситуация, когда франчайзи в «добровольно-принудительном порядке» осуществляют обязательные отчисления в рекламные фонды – локальные и общефедеральный, и расходуют определенный процент от выручки на рекламу. В результате минус в виде прямой разницы в доходе в краткосрочной перспективе компенсируется капитализацией брэнда и самой компании франшизера, которая в определенный момент может позволить франшизеру выйти на IPO и привлечь заемные ресурсы. Продолжение читайте здесь.

Оставить комментарий