Отчет о прибылях и убытках (по тексту далее – Отчет, форма) – существенный элемент отчетности по бухучету, которую обязаны сдавать даже малые предприятия.
В этом документе отражаются сведения о финансовых результатах, которые были получены в течение года. Причем, составляется документ по данным бухгалтерского учета и независимо от применяемого режима налогообложения. А потому подходить к заполнению Отчета и к формированию его показателей нужно ответственно!
Содержание
Назначение, структура и обязанность оформления
Сам Отчет утверждается приказом МинФина РФ и имеет строгую, унифицированную форму под названием «Отчет о финансовых результатах», которая бывает общей (неупрощенной) и упрощенной – для малого бизнеса. Причем, применение упрощенного формата документа не является обязанностью предприятия!
Упрощенный вариант содержит в себе минимальное число показателей:
- выручка, из которой вычитаются НДС и акцизы (если налоговый режим предусматривает уплату этих налогов предприятием);
- обычные расходы, которые включают в себя коммерческие расходы, управленческие и себестоимость продукции, работ, товаров;
- проценты, идущие к уплате;
- прочие расходы и доходы;
- налог, взимаемый с прибыли (доходов);
- чистая величина прибыли либо убытка.
В неупрощенном варианте документа все эти показатели представлены более подробно. Кроме того, в нем есть промежуточные финансовые итоги:
- финансовый результат от продаж;
- финансовый результат до налогообложения;
- чистый финансовый результат.
Также в общей форме Отчета подробно отражаются показатели, формирующие налог с прибыли – отложенные налоговые обязательства и активы, и т.д. В то время как в форме для малых предприятий налог с прибыли (с доходов) дается уже конечным, без расшифровок.
Стоит отметить, что не всем малым предприятиям дана возможность применения упрощенной формы Отчета. В федеральном законе №402ФЗ «О бухгалтерском учете», в его ст.6 есть перечень организаций, признаваемых малыми, но которые при этом не могут использовать упрощенный способ ведения бухучета и отчетности. В частности, к ним относятся микрофинансовые организации, адвокатские бюро, юридические консультанты, и иные.
Отчет сдается всеми предприятиями, которые обязаны вести бухгалтерский учет. И даже если компания не вела деятельность в отчетном году, она обязана сдавать даже нулевую форму!
Исключение составляют:
- предприниматели и частнопрактикующие лица, если ими ведется учет расходов и доходов, либо других показателей налогообложения, в том числе физических показателей для определения вида деятельности, согласно налоговому законодательству РФ;
- работающие в РФ представительства, филиалы или иные подразделения организации, которая создана на базе законодательства иностранного государства. Но только при условии, что этими подразделениями учет доходов и расходов, и других показателей налогообложения ведется в соответствии с особенностями российского налогового законодательства, предусмотренных для указанных организаций.
Но для указанных лиц, включая предпринимателей, неведение бухучета – это право! И им никто не запрещает параллельно с налоговым учетом организовать бухучет, например, для внутренних целей.
О том, что такое отчет о прибылях и убытках смотрите в следующей видеолекции:
Основные правила и порядок заполнения Формы
Прежде всего, составляя Отчет (независимо от его формы) необходимо руководствоваться общими требованиями к отчетности, которые указаны в ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации»:
- информация в отчетности должна быть полной и достоверной, что возможно только при точном соблюдении норм бухгалтерского законодательства;
- все сведения должны отличаться нейтралитетом, т.е. формироваться не в интересах отдельной группы пользователей отчетности;
- в отчетность должны быть включены показатели от деятельности всех имеющихся у компании подразделений;
- при формировании Отчета необходимо придерживаться утвержденных в Учетной политике по бухучету норм;
- все показатели отражаются в отчетности за два периода, кроме форм, подаваемых организацией в начале ее деятельности;
- если в отчетности должны быть представлены показатели, но по ним отсутствуют у предприятия данные, то в этих строках ставятся прочерки;
- отчетный год для Отчета о прибылях и убытках равняется периоду с 1 января и включительно по 31 декабря. Однако если организация зарегистрирована не с начала года, то для нее отчетный год начинается с момента ее регистрации в налоговой структуре и до 31 декабря года, в котором прошла регистрация. Если же эта компания создана позже 1 октября – год отчетный для нее продлевается до 31 декабря следующего года;
- все показатели отчетности формируются только в российской валюте. В противном случае, производится перерасчет иностранной валюты в российскую по курсу, действующему на дату перерасчета;
- не допускается зачет между показателями, если это не предусмотрено самой Формой.
Подписывается Форма руководителем предприятия и главным бухгалтером. Вместо главного бухгалтера может выступать то лицо, на которое локальным нормативным актом возложено ведение бухучета.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Особенности оформления по общей и упрощенной форме
Как уже говорилось ранее общая и упрощенная Формы различаются:
- количеством отражаемых показателей – в упрощенной форме многие показатели сгруппированы по общему признаку, например, расходы по обычному виду деятельности включают в себя управленческие, коммерческие затраты и себестоимость продаж;
- большей детализацией общей формы Отчета;
- правом применения форм, исходя из признания компании субъектом малого бизнеса;
- порядком формирования показателей. Дело в том, что для составления упрощенного варианта Отчета предприятия могут руководствоваться упрощенным способом ведения бухучета, который предусмотрен в Приказе МинФина РФ №64н от 21 декабря 1998г. «О типовых рекомендациях по организации учета для субъектов малого бизнеса».
При составлении же общей формы Отчета о финансовых результатах руководствуются нормативными актами в сфере бухгалтерского учета – Положениями по бухгалтерскому учету. Делая выбор в пользу того или иного способа ведения бухучета малому предприятию следует помнить, что такой способ ведения должен реализовываться из года в год, обеспечивая непрерывность учета.
Правила распределения доходов
Отражение доходных показателей в упрощенном и общем формате Отчета производится по двум основным признакам:
- от обычного вида деятельности – это поступления, связанные с реализацией уставной деятельности. Например, производство продукции, торговая и иная деятельность. Эти доходы именуются в учете выручкой;
- прочие – к ним относят, в частности, поступления от аренды имущества (если это не основной вид деятельности), доходы в виде дивидендов, взысканные штрафы и пени за неисполнение договоров, выручка от продажи старых основных фондов, и другие доходы.
Кроме того, формирование доходов для составления Отчета происходит еще и с учетом применяемого в бухучете метода их отражения:
- кассовый – исходя из фактических расчетов, произведенных на расчетный счет, в кассу компании;
- по начислению – когда значение имеет не оплата доходов, а факт совершения операции во времени. Т.е. отгрузка продукции, реализация товара, передача имущества в аренду, и т.д.
Итак:
- Выручка – это все доходные поступления от обычной деятельности. В Отчете она указывается за вычетом акцизов и НДС; эти все суммы формируются на счете 90 «Продажи», по кредиту;
- Доходы, получаемые при участии в других организациях, относятся к прочим видам поступлений. Это дивиденды. Они выделены отдельно в общей форме Отчета, а в упрощенной – включены в состав прочих; отражаются на счёте 91 «Прочие доходы и расходы», по кредиту;
- Проценты к получению – от займов, депозитов, по векселям, и т.д. Данный показатель относится к прочим доходам (кредит счёта 91). И он отражается в общем варианте Отчета отдельно (если, конечно, предприятие не занимается только извлечением процентов от предоставления займов). А в упрощенном варианте – в составе прочих;
- Прочие доходы – это все те поступления, которые не связаны с основной деятельностью компании (кредит счёта 91) за вычетом процентов к получению и дивидендов. Например, это – активы, выявленные при инвентаризации; проданные материалы или основные средства; безвозмездно полученное имущество или услуги, и т.д. В упрощенном варианте Отчета все прочие доходы без детализации указаны по одноименной строке.
Что касается промежуточных финансовых показателей в общем формате Отчета, то они отсутствуют в упрощенной форме и необходимы лишь для отражения убытка и ответа на вопрос: что именно повлекло за собой появление убытка – операции по основной деятельности или все-таки причиной стали результаты по прочим сделкам?
Правила распределения расходов
Так же, как и доходы, расходы подразделяются на затраты от обычной деятельности и прочие расходы:
- к обычным – относятся затраты, связанные с изготовлением продукции, закупом товаров, выполнением работ;
- к прочим – в частности, арендные платежи (причем, это не касается производственных активов), проценты по кредитам (если они не включены в стоимость активов, для приобретения которых брались), штрафы, расходы по списанию основных фондов (например, при продаже или ином выбытии), и т.д. Иными словами, это издержки, не связанные с основной торговой или производственной деятельностью.
Все эти расходы могут приниматься по одному из вариантов учета:
- по кассовому методу – после их фактической оплаты и при обязательном наличии первичных документов;
- по методу начисления – по факту поступления подтверждающих произведенные расходы документов, и независимо от их оплаты.
В Отчете расходы отражаются следующим образом:
- в общем варианте Формы себестоимость, управленческие и коммерческие затраты выделены в отдельные строки, хотя и относятся к расходам по обычной деятельности. А в упрощенной Форме – они все объединены в одноименную строчку. Эти расходы подлежат отражению по дебету счёта 90, списываясь с кредита 26 счета – управленческие расходы, с кредита 44 счета – коммерческие расходы; с кредита счёта 43 «Готовая продукция», счёта 41 «Товары», счёта 20 «Основное производство» и иных – себестоимость продаж;
- проценты к уплате – эта статья расходов формируется из всех причитающихся к выплате обязательств по заемным средствам. В обоих вариантах Формы эти суммы выделены в отдельную строчку, кроме тех сумм процентов, которые относятся в себестоимость материалов, имущества и т.д., приобретенных с помощью данных кредитов. Отражаются такие проценты по дебету счёта 91;
- прочие расходы в упрощенном и общем варианте Формы отражаются за вычетом процентов по кредитам и займам. Это весь дебетовый оборот со сч. 91 за исключением процентов к уплате.
Стоит отметить, что все показатели доходов и расходов берутся без учета акцизов и НДС, кроме организаций, которые могут включать данные налоги в стоимость приобретаемых активов, услуг, товаров и работ. Например, спецрежимники.
В неупрощенной форме Отчета есть такой показатель, как «Прочие». По данной строчке отражают те платежи, которые способны повлиять на чистую прибыль или убыток – штрафы, доначисления налогов, пени по ним, и т.д.
Наказание за нарушения порядка отчетности
Ответственность предусмотрена сразу двумя нормативными актами:
- ст. 120 в Налоговом Кодексе РФ наказывает организацию за грубые нарушения в
области учета на сумму от 10 тысяч до 40 тысяч рублей и более в зависимости от вида правонарушения и периодичности его совершения; - ст. 15.11 в Кодексе об административных правонарушениях РФ налагает на должностных лиц штраф в размере 2 000 – 3 000 рублей.
Причем, грубым нарушением признается даже простое отсутствие первичных документов!
Анализ отчета
Для обычных пользователей, вроде учредителей компании, анализ Формы проводится, как правило, на базе промежуточных показателей:
- валовый показатель прибыли (или убытка) – это разница между выручкой и себестоимостью;
- убыток или прибыль от продаж – отражает результат по основному виду деятельности; рассчитывается в виде разности между валовым показателем убытка или прибыли и управленческими и коммерческими расходами;
- убыток или прибыль до налогообложения – результат по всем видам операций, включая основную деятельность компании. Величина показателя исчисляется, исходя из полученного убытка или прибыли от продаж и финансового результата от прочих операций;
- чистая прибыль – показывает, сколько средств после уплаты налогов, штрафов, пени и прочих бюджетных платежей остается у компании в распоряжении. Исчисляется как разница между результатом до налогообложения и налогами. Причем, результатом деятельности компании может быть и убыток.
Все эти показатели помогают ответить о причине и источнике возникновения убытка – основной вид деятельности или прочие операции. Однако упрощенный вариант Отчета из-за отсутствия в нем промежуточных показателей не позволяет без дополнительных пояснений дать ответы на данные вопросы.
Как автоматических заполнить данный Отчет в 1С смотрите в данном видеоролике:
Оставить комментарий