Что такое франчайзинг?

Плюсы и минусы франчайзинга
10 причин купить франшизу
Нужен ли мне франчайзинг?
Опасности при покупке франшизы

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского слова, которое значит «освобождать». Типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя).

Международная франшизная ассоциация дает следующее определение:

Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов.

Франчайзи получает таким образом готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. Оно просто будет точной копией всех остальных предприятий во франшизной цепи.

За фиксированную плату типичный франчайзи получает квалифицированную помощь, которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей для его отдельного предприятия, по следующим направлениям:

• Стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;
• Первоначальное обучение работников и подготовка в области управления;
• Дизайн магазина и закупка оборудования;
• Унифицированная политика и процедуры;
• Централизованные закупки по пониженным ценам;
• Постоянное консультирование по вопросам управления;
• Выбор места и рекомендации по размещению предприятия;
• Предоставление аренды;
• Финансирование.

В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к работе.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как «Макдоналдс» и «Баскин-Роббинс», стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время.

Кроме возможности быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет ему также внедряться в новые географические районы, которые в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.

Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет преобладать в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере услуг и в меньшей степени в производстве.

До последнего времени слово франчайзинг было синонимом для предприятий общественного питания с едой быстрого приготовления типа «Макдоналдс». Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. Франшизы существуют в таких различных областях, как художественные галереи и мастерские по ремонту обуви, бары и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса.

Франчайзинг часто оказывается лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Соотношение банкротств является низким, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов. В США только 4% всех франшизированных предприятий прекратили свое существование. Однако опыт показывает, что франшиза является отнюдь не бесспорным путем к успеху.

Для анализа возможностей франшизного соглашения вы должны проработать контрольный перечень вопросов:

Относительно возможности франшизы

1. Ваш юрисконсульт одобрил франшизный договор после его изучения?
2. Требуются ли от Вас по условиям франшизы какие-либо шаги, которые, по мнению Вашего юрисконсульта, являются неразумными либо незаконными в Вашем городе?
3. Предоставляет ли Вам франшиза исключительное право деятельности на данной территории в течение срока действия франшизного соглашения, или франшизер может продать вторую либо третью франшизу для работы на Вашей территории?
4. Связан ли франшизер каким-либо образом с другими франшизными компаниями, продающими аналогичные товар или услугу?
5. В случае положительного ответа на последний вопрос – какова ваша защита от другой франшизной организации?
6. При каких обстоятельствах и за какую цену Вы можете выйти из франшизного договора?
7. В случае продажи франшизы, оплатят ли Вам репутацию или созданная Вами репутация предприятия будет потеряна?

Относительно франшизера

1. Сколько лет франшизер занимался бизнесом?
2. Имеет ли франшизер репутацию честного и порядочного предпринимателя среди предпринимателей, владеющих его франшизой?
3. Представил ли Вам франшизер заверенные ПОКАЗАТЕЛИ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ одного или более франшизированных предприятий?
4. Оказал ли Вам помощь франшизер в отношении:
а) программы подготовки управленческого персонала:
б) программы подготовки работников;
в) программы рекламы;
г) идей по коммерческому планированию;
д) финансирования?
5. Помог ли Вам франшизер найти хорошее место для расположения предприятия?
6. Обеспечен ли франшизер достаточным финансированием, чтобы выполнить свой план финансовой помощи и расширения?
7. Является ли франшизер частной компанией, или крупной компанией с квалифицированным и опытным коллективом руководителей?
8. Что может сделать для Вас франшизер – из того, что Вы не можете сделать сами?
9. Достаточно ли франшизер убежден, что Вы сможете успешно вести одну из его франшиз с прибылью для него и для себя?

Относительно вас – франчайзи

1. Какой собственный капитал Вам необходим для приобретения франшизы и ведения франшизированного предприятия, пока Ваша выручка не сравняется с издержками?
2. Где Вы собираетесь достать необходимый капитал?
3. Готовы ли Вы отказаться от определенной независимости действий в обмен на преимущества, предоставляемые франшизой?
4. Обладаете ли Вы достаточным опытом для работы с франшизером, сотрудниками и клиентами?
5. Готовы ли Вы продавать этот товар или услугу?

Относительно рынка

1. Провели ли Вы исследование наличия товара или услуги, которые вы предполагаете продавать по франшизному соглашению, на своей территории?
2. Будет ли количество потребителей увеличиваться в течение последующих пяти лет?
3. Будет ли спрос на товар или услугу больше или меньше через пять лет?
4. Какова конкуренция в отношении данного товара или услуги со стороны франшизных и нефраншизных фирм?

Этот перечень вопросов поможет избежать неправильного решения и не пострадать вследствие невыполнения обещаний.

Оставить комментарий