Основанием для начала любого вида работ является договор подряда. Но для принятия результата работ используется акт, подписание которого служит признанием заказчика соблюдения исполнителем всех договоренностей.
Кроме того, для отражения в учете результата от выполнения работ также необходим акт. Именно поэтому наличие данного документа при сдаче работ обязательно.
Законодательное регулирование вопроса
Обязанность составления акта по итогам выполнения работ четко прописана в Гражданском Кодексе РФ. В частности, в статье 720 указанного кодекса есть прямое указание на оформление акта или иного документа, составление которого удостоверяет приемку результата работы. Кроме того, в статье 753 также указано, что сдача-приёмка совершенных работ оформляется актом, который должны подписать обе стороны.
Таким образом, помимо договора подряда, в котором прописываются существенные условия сделки – цена, предмета договора, участие субподрядчика и иные аспекты, – на окончательную приемку объекта должен быть составлен дополнительный документ! Причем, этот документ подписывается заказчиком при принятии результата работы:
- с проведением тщательного осмотра;
- без проведения такого осмотра.
Почему это так важно? Дело в том, что при обнаружении дефектов или иных недостатков в момент осмотра у заказчика есть право не принимать результат работ и потребовать компенсации или их устранения. Но это возможно только в том случае, когда дефекты могут быть устранены, а в акте при приемке выполненных работ:
- все эти дефекты были перечислены;
- была указана обязанность исполнителя о последующем их устранении.
Таким образом, акт играет очень существенную роль в принятии работ, а не формальную, как многие считают. Поэтому относиться к процессу приемки нужно очень ответственно и главное – не торопиться с подписанием акта до проведения осмотра результата работ.
Порядок оформления и содержание документа
В законодательном регулировании вопроса о принятии выполненных работ важным аспектом является и утверждение формы акты. Действительно, а каким должен быть акт? Для этого федеральным законом от 06 декабря 2011г. №402ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрен список обязательных реквизитов у первичных документов, к которым относится и акт по выполненным работам.
В статье 9 данного закона указано, что в первичном документе должны быть отражены:
- уставное наименование компании-исполнителя, составляющей документ;
- название самого документа;
- дата, когда он составлен;
- содержание хозяйственной операции;
- стоимостная и количественная оценка данной операции, включая применяемые при оценке единицы измерения;
- реквизиты тех лиц, у которых есть право на совершение операции и подписание данного документа, – их Ф.И.О, должности и подписи.
Но Гражданским Кодексом РФ предусматривается наличие еще и дополнительных реквизитов, без которых акт не может обойтись:
- информация о наличии недостатков в принимаемой заказчиком работе;
- указание на обязанность исполнителя все исправить.
Именно поэтому очень часто малые предприятия и даже крупные компании используют старые унифицированные формы, которые теперь не обязательны к применению (за редким исключением), но не потеряли своей силы. В частности, для оформления ремонтно-строительных работ часто применяется форма №КС2. А для принятия работ, выполняемых в рамках срочного трудового договора, используется форма №Т73.
Акт для приемки-сдачи работ оформляется, как правило, по окончании данных работ и после осмотра заказчиком их результата. Как только документ подписан, работы считаются сданными! Однако бывают случаи, когда заказчик отказывается подписывать акт. Тогда исполнитель должен сделать отметку об этом отказе в самом документе и поставить на нем свою подпись. Признать такой документ недействительным могут только в суде и в том случае, если будет доказано, что мотив отказа от подписания заказчиком акта был обоснованным.
Отказаться подписывать акт без оговорок можно в том случае, когда результат работы не может быть использован из-за выявленных дефектов по назначению и устранить эти дефекты нет возможности. Но и об этом необходимо будет составить соответствующий документ.
При приобретении товара составить акт приемки поможет следующая статья.
Как грамотно провести сверку взаимных расчетов между контрагентами рассказано в данном материале.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Правила хранения
Срок хранения:
- для целей бухгалтерского учета – не менее 5-ти лет;
- для налогового учета – в течение 4-х лет;
- в соответствии с нормами Гражданского Кодекса – в частности, по договору строительного подряда не менее 5-ти лет (это срок, в течение которого могут быть обнаружены недостатки и предъявлены к устранению).
Правила оформления результата подрядных работ рассмотрены в следующем видеоматериале:
Назначение и виды акта
Главное назначение данного акта – закрепление факта принятия заказчиком работы и признания ее выполненной, а с другой стороны документом подтверждается факт выполнения работы подрядчиком.
Это позволяет:
- заказчику принять на учет результат работы и обосновать все понесенные в связи с ее выполнением расходы;
- исполнителю оправдать все издержки, связанные с реализацией работ.
Документ составляется при завершении всего комплекса работ или на отдельные их этапы, если это будет предусмотрено договором подряда.
Кроме того, акт составляется на любые виды работ, в частности:
- на строительные;
- ремонтно-строительные;
- проектно-изыскательские;
- для удовлетворения муниципальных или государственных нужд;
- в рамках бытового подряда – для удовлетворения нужд граждан, и в иных случаях выполнения работ.
Обязательность составления данного документа отражена в главе 37 Гражданского Кодекса РФ. Там же прописано право заказчика не подписывать акт и не принимать результат работы, если таковая была выполнена с нарушением, а ее результат не возможен к фактическому применению.
Может ли заказчик предъявить претензии к качеству выполненных работ после подписания акт рассказано в следующем видеосюжете:
Оставить комментарий