Перед проведением инвентаризации должны быть подготовлены соответствующие документы, главным из которых является приказ.
Он составляется руководителем или другим ответственным лицом.
Назначение и виды процедуры инвентаризации
Основными целями проведения процедуры являются:
- Оценка достоверности и правильности составления бухгалтерской документации.
- Определение имущества, подлежащего замене.
- Проверка правильности хранения товара.
- Контроль деятельности материально-ответственных лиц.
- Установление состояния складских помещений и находящегося там оборудования.
Согласно действующему российскому законодательству инвентаризация должна проводиться всеми без исключения лицами, осуществляющими коммерческую деятельность.
Данный процесс можно классифицировать по нескольким признакам:
- Полная и частичная. В первом случае проведение данного мероприятия затрагивает полностью все объекты собственности организации, а также ее обязательства перед кредиторами. Полная инвентаризация необходима при смене формы собственности организации, изменении ее структуры или завершении деятельности. Во втором случае инвентаризация осуществляется до наступления нового календарного года и учитываются только отдельные группы имущественных объектов, принадлежащих компании, например, основные средства, деньги в кассе и т.д.
- Плановая и внеплановая. Дата проведения плановой инвентаризации устанавливается руководителем или другим ответственным лицом заранее. Внеплановое осуществление этого мероприятия происходит внезапно. Его инициатором может быть как руководитель компании, так и государственные органы.
- Проверочная и контрольная. Проверочная инвентаризация проводится при наличии сомнений в достоверности полученных сведений, а контрольная для вынесения окончательного решения.
Когда необходимо составление приказа
Проведение инвентаризации и подготовка соответствующего пакета документов требуется в следующих случаях:
- При осуществлении разного рода сделок с объектами недвижимого имущества – сдаче во временное пользование (аренду), продаже, преобразовании в другую форму собственности.
- При подготовке годового бухгалтерского отчета.
- При назначении нового материально-ответственного лица (заключении нового договора материальной ответственности).
- В случае хищения или порчи имущества.
- При возникновении непредвиденных обстоятельств – наводнения, пожара, землетрясения и других ЧС.
- При прекращении организацией своей деятельности.
Данный перечень не является исчерпывающим, в нем приведены только самые распространенные случаи. Законодательством предусмотрены и другие ситуации, при которых необходимо составление приказа об инвентаризации.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Форма и содержание данного документа
Для составления приказа об инвентаризации законодательством предусмотрена специальная форма – ИНВ-22.
В этом документе в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:
- Состав комиссии, которая будет осуществлять мероприятие.
- Конкретные объекты, подлежащие учету – имущество, обязательства организации перед кредиторами.
- Дата начала инвентаризации и ее завершения.
- Обстоятельства, послужившие причиной проводимой инвентаризации – смена формы собственности организации, назначение нового материально-ответственного лица, окончание календарного года и т.д.
- Время поступления всех необходимых материалов в бухгалтерский отдел.
Особенности составления для разного рода инвентаризации
При проведении инвентаризации следует помнить, что разные виды имущественных объектов и обязательств организации оцениваются неодинаково.
Так, стоимость приобретенных компанией товаров представляет собой совокупность всех расходов по его покупке и доставке до места назначения, цена бесплатных для организации объектов определяется их рыночной стоимостью во время получения, а всего того, что было создано непосредственно на предприятии тратами на создание этого имущества.
Отдельно следует остановиться на некоторых особенностях составления приказа об инвентаризации, так как зачастую совершаются ошибки.
Итак:
- Инвентаризация по основным средствам может проводиться только 1 раз в 3 года.
- В случае ЧС – землетрясения, наводнения и пожара мероприятие должно проводиться в этот же день, либо по его завершении.
- При назначении нового материально-ответственного лица инвентаризацию необходимо полностью завершить до увольнения старого сотрудника. Как правило, в подобных случаях отражается день передачи полномочий.
- При обнаружении недостачи, хищения или порчи инвентаризация должна проводиться в день установления данного факта.
- При смене формы собственности компании, изменении ее организационной структуры, передаче недвижимости в аренду установление фактического наличия материальных ценностей, определение их состояния и учет обязательств перед кредиторами производится в день совершения данного юридического действия.
По окончании проведения процедуры инвентаризации необходимо составление Акта.
Оформление процедуры инвентаризации в 1С рассмотрено в следующем видеоматериале:
Оставить комментарий