Оценка хозяйственной и финансовой деятельности предприятия производится, в первую очередь, на основе прибыли, выручки и объемов продаж. Данные показатели выражены в единицах, их называют абсолютными. Но для адекватной оценки положения компании в отрасли и сравнения ее бизнеса с конкурентами, их недостаточно.
По этой причине прибегают к относительным показателям, выраженным в процентах – рентабельности (предприятия, продукции, активов), ликвидности, финансовой устойчивости.
Они позволяют более широко оценить картину бизнеса.
Содержание
Что означает показатель рентабельности активов
Похожий показатель – рентабельность собственного капитала – более важен при оценке деятельности компании инвесторами. Он учитывает только собственные активы компании.
Тогда как рассматриваемый показатель рентабельности активов включает в расчет все активы компании и оценивает в общем качество управления ими без анализа структуры капитала. Он демонстрирует эффективность работы менеджмента предприятия.
Еще данный показатель называют нормой прибыли.
Существует три варианта расчета – общий показатель рентабельности, оборотных и внеоборотных активов.
Оборотные и внеоборотные активы
Прежде чем перейти к рассмотрению методики подсчета, необходимо четко понимать типы активов, которые делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы – это ресурсы компании, которые будут полностью потреблены в процессе создания товара, и в полной мере перенесут свою стоимость на конечный продукт по завершении производственного цикла. Они необходимы для организации бесперебойной хозяйственной деятельности. Потребляются однократно и полностью.
Примером оборотных активов компании служат такие их виды, как сырье и полуфабрикаты, денежные средства, запасы готовой продукции на складе, финансовая задолженность третьих лиц перед предприятием (дебиторская задолженность).
Внеоборотные активы еще называют основными средствами. Они непосредственно не участвуют и не потребляются в производстве, но обеспечивают его функционирование.
Здания и сооружения – неактивная часть. Они остаются в неизменном виде годами и максимум требуют ремонта (реже – реконструкции).
Машины и оборудование, а также инженерные технологии и принадлежности являются активной частью, непосредственно участвующей в производственной деятельности, при этом сохраняя свойства и внешний вид. Это отличает их от полностью потребляемых в производственном цикле оборотных активов. Данный подтип основных средств обычно чаще требует модернизации и реконструкции, чем, например, здание цеха.
Патенты и иные продукты интеллектуальной деятельности тоже относят к основным средствам. А также многолетние зеленые насаждения и животные, долговременные капитальные вложения, знания и умения персонала, недостроенные сооружения.
Данный вид активов периодически переоценивается для определения реальной стоимости с учетом износа. Данный износ еще называют амортизацией.
Оборотные и внеоборотные активы отражаются в различных разделах бухгалтерского баланса. Внеоборотные в первом, оборотные – во втором.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Формула расчета
Разобравшись с классификацией активов двух типов, рассмотрим формулу для расчета рентабельности по обоим вариантам:
Оборотных активов
Чистой называют прибыль за вычетом налогов. Все показатели для расчетов берутся из соответствующих граф бухгалтерского баланса.
Рассчитанное значение показывает, сколько прибыли приходится на денежную единицу, вложенную в оборотные активы. Один и самых важных показателей для оценки финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, поскольку именно оборотные фонды дают гарантию бесперебойной работы производства и оборота финансов.
Рассчитывается в процентах (%) и оценивает эффективность применения оборотного капитала компанией. Чем он выше, тем более эффективно в этом направлении работает организация.
Для покорения новых рынков сбыта и расширения производства необходимо разумное управление оборотным капиталом и рациональное его использование. Данный показатель является незаменимым помощником менеджменту в достижении данной цели.
Внеоборотные активы
По аналогии, коэффициент показывает, насколько результативно используются внеоборотные активы.
Вычисление по балансу
Для осуществления расчетов необходимы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за аналогичный период.
Подставив в формулу коды строк отчетностей, получим:
- Рентабельность активов = строка 2400 Отчета о прибылях и убытках / строка 1600 Бухгалтерского баланса.
- Рентабельность оборотных активов = строка 2400 Отчета о прибылях и убытках / строка 1200 Бухгалтерского баланса.
- Рентабельность внеоборотных активов = строка 2400 Отчета о прибылях и убытках / строка 1100 Бухгалтерского баланса.
О данном показателе и порядке его расчета смотрите в следующем видеосюжете:
Анализ показателей
Коэффициент рентабельности – очень важный индикатор положения дел в компании, по сути, – рентабельность инвестиций.
Результат расчетов должен быть положительным. При отрицательном результате есть повод насторожиться, компания работает себе в убыток.
При этом минимально допустимое значение показателя для каждого предприятия индивидуально и решение о его установлении должно приниматься менеджментом компании после анализа конкурентного рынка и отрасли в целом.
Нелогично сравнивать по уровню рентабельности компании разных отраслей и сфер деятельности. Их показатели не подлежат адекватной оценке ввиду специфики бизнеса и значительного изменения среднего показателя рентабельности активов в зависимости от отрасли.
Например, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, средние нормы рентабельности активов:
- Финансовый сектор – 11%.
- Производственная компания – 15-19%.
- Торговое предприятие – 16-39%.
Максимальный показатель из приведенных выше отраслей будет у торговой компании (по причине небольшого размера показателя внеоборотных активов). Производственное предприятие, напротив, имеет большой размер активов данного вида, поэтому средняя рентабельность активов у него ниже. В сфере финансов высокая конкуренция и, соответственно, наименьшее значение показателя.
Совершенно разные по масштабу предприятия также неправильно сравнивать между собой по показателю рентабельности активов. Крупный завод хорошо себя чувствует при 2%, а малый бизнес той же сферы рискует стать банкротом при 12%.
Ввиду сложности сравнения по данному показателю, вывод таков: снижение показателя у предприятия от года к году – плохо, рост – хорошо. Ниже, чем по отрасли в целом – плохо, выше – хорошо.
Если показатель ухудшается из-за снижения чистой прибыли, очевидно, компания прикладывает недостаточно трудов, чтобы заработать больше.
Иная причина – повышение затрат на производство и продажу продукта (причина может скрываться даже в нерациональном использовании газа, электроэнергии и водных ресурсов).
Проблемными точками могут быть слишком большие объемы нереализованного конечного продукта на складах, резкий рост дебиторской задолженности и многое другое.
Исходя из изложенного выше, однозначного рецепта повышения рентабельности, а, значит, прибыльности, нет и быть не может! Каждая выявленная ситуация требует реализации своего комплекса мероприятий.
Но однозначный вывод такой – все мероприятия по прогнозированию, бюджетированию и планированию должны иметь одну цель – максимизацию прибыли! Руководство постоянно должно находиться в поисках новых решений по увеличению доходов, поскольку меры, дающие эффект в настоящее время, рано или поздно себя исчерпают.
Оставить комментарий