Платежное поручение представляет собой форму перечисления безналичных денежных средств, находящихся на банковском счете, на основании распоряжения владельца счета. Распоряжение может осуществляться посредством письменного заявления или содержаться в договоре банковского счета. Перечисление осуществляется банком плательщика по предоставленным реквизитам.
Назначение и законодательное регулирование использования платежных поручений
Порядок расчетов посредством платежных поручений установлены в Гл.46 Параграф 2 ГК РФ Ст.863-866.
Положение ЦБ РФ №383-П от 19.06.2012 устанавливает для платежного поручения форму бланка 0401060, а также регламентирует правила заполнения и использования. Эта форма документа предусмотрена для использования только в пределах Российской Федерации.
Используется такой способ перечисления для оплаты товаров и услуг, уплаты налогов и взносов, погашение кредитов и т.д., то есть для большинства ежедневных финансовых операций юридических и физических лиц.
Форма бланка и порядок заполнения
Содержание платежного поручения можно разделить на общие сведения, реквизиты плательщика, реквизиты получателя и отдельные поля, которые требуют заполнения при перечислении на счета Федерального Казначейства.
К общим сведениям относятся:
- Даты (составления документа – поле 4, поступления в банк – поле 62 и списания со счета – поле 71). В современных условиях ведения безналичных расчетов при достаточном для операции остатке на счете эти даты обычно совпадают.
- Порядковый номер платежного поручения – поле 3.
- Вид платежа – поле 5. При безналичном перечислении указывается «электронно».
- Поля 6 и 7 предназначены для суммы перечисления прописью и цифрами соответственно.
- Поле 24 внизу табличной части содержит назначение платежа.
- Заключительные поля 43-45 предназначены для подписей, печати и отметок банка.
Реквизиты плательщика содержатся в верхней части таблицы и при использовании специализированных банковских программ не требуют заполнения, так как сведения о клиенте банка подтягиваются в документ автоматически. Однако следует обратить внимание, что для физических лиц и индивидуальных предпринимателей в наименовании плательщика (поле 8) для целей идентификации должен быть указан адрес регистрации, а для ИП еще и юридический статус.
Нижняя часть таблицы предназначена для заполнения реквизитами получателя платежа, предоставленными клиенту его контрагентом. Здесь отдельного внимания требует заполнение поля 16 «наименование получателя», поскольку оно должно быть указано в строгом соответствии с официальным названием получателя, никакие искажения и сокращения не допускаются.
Если в реквизитах получателя будет допущена ошибка (при заполнении поручения или по вине получателя), банк получателя не сможет зачислить такое поступление на его счет. В этом случае сумма будет находиться на счете невыясненных платежей, а в банк плательщика будет направлен запрос об уточнении реквизитов. Ответ на него необходимо направить в течение пяти рабочих дней, в противном случае платеж будет возвращен на корреспондентский счет банка плательщика.
Также под реквизитами получателя находится поле 21 – «очередность», на которое тоже стоит обратить отдельное внимание. Оно предназначено для тех случаев, когда остаток на счете не позволяет исполнить все поручения, поэтому они хранятся в картотеке к счету до поступления необходимой суммы. Списываться из картотеки такие документы должны в порядке очередности, предусмотренной законодательством. То есть, если например, в картотеке находятся распоряжения на перечисление оплаты за товар, платежные поручения в налоговую и начисленная зарплата, то сначала должна быть перечислена зарплата (вторая очередь), затем налоги (третья очередь), затем все остальное. Если в ходе проверки будет выявлено списание в нарушение очередности или неправильно проставленная очередь в документе, это будет считаться серьезным нарушением.
При заполнении платежного поручения КПП плательщика и получателя не относятся к обязательным реквизитам, поэтому их можно не указывать. Исключение составляют перечисления налогов и взносов в УФК. В этом случае наличие КПП обязательно.
О том, как правильно составить платежное поручение в 1С 8.2, смотрите в следующем видео уроке:
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Нюансы осуществления платежей в государственные органы
Перечисление налогов, сборов, пеней, штрафов, оплаты аренды муниципальной собственности и прочих платежей в государственные органы и бюджетные организации требует особого заполнения платежного поручения.
Особенность таких платежей состоит в том, что указанные организации и учреждения не имеют привычных счетов в банках. Все платежи в их адрес поступают на счет Управления Федерального Казначейства на единый счет (обычно он начинается с 40101…), после чего распределяются по лицевым счетам адресатов, открытым внутри УФК для каждой бюджетной организации. Поэтому наименование получателя в этом случае выглядит следующим образом «УФК по г.Москве (ИФНС по … району, л/с …)» или «УФК по г.Москве (ГУ ОПФ …, л/с …)», «УФК по г.Москве (КУГИиЗР администрации города Москвы, л/с …) и так далее.
В данном случае указать наименование получателя в точном соответствии с реквизитами особенно важно, так как если его сократить или допустить ошибку, то платеж не будет зачислен. При этом Казначейство обычно не возвращает такие платежи через пять дней, как банки, а зачисляет на счета до выяснения, не уведомляя об этом плательщика. Из-за этого часто бывают ситуации, когда, например, налоговый платеж был осуществлен, но из-за ошибки в реквизитах не был зачислен и учтен.
Соответственно, налоговая его не получила и начала начислять пени, а плательщик об этом даже не подозревает.
При этом для целей формирования платежного поручения нет разницы, перечисляется он, например, в налоговую инспекцию или в пенсионный фонд. Принцип заполнения будет один и тот же, даже расчетный счет получателя будет один – счет УФК 40101. Разница заключается только в конкретных значениях реквизитов в дополнительных полях и в наименовании получателя – той его части, которая указывается в скобках после наименования УФК конкретного региона.
Дополнительным требованием к платежным поручениям в государственные органы и бюджетные учреждения является необходимость заполнения дополнительных полей, находящихся внизу табличной части. Это поля 101-109, правила заполнения которых регламентированы Приказом Министерства Финансов РФ №107н от 12.11.2013. Конкретные значения для этих полей обычно предоставляются получателями средств. Основными из них являются КБК (104) и ОКТМО (105). Заполнение крайнего поля 110 в соответствии с последними изменениями не требуется. В случае, когда плательщик не имеет сведений о конкретном значении для какого-то поля, в нем можно проставить «0», хотя делать это и не желательно, поскольку затрудняет процедуру идентификации платежа получателем средств.
Правильно заполнить платежное поручение на уплату налогов поможет следующий видеоматериал:
Платежи в иностранной валюте
Отдельно необходимо отметить, что описанный выше формат перечислений предназначен только для рублевых платежей, перечисления в иностранной валюте происходят на основе других принципов. В первую очередь отличие состоит в том, что они совершаются через систему SWIFT посредством заполнения заявления на перевод иностранной валюты.
Регламентирована эта процедура в «Рекомендации по использованию стандартов SWIFT для передачи финансовых сообщений с учетом требований российской платежной системы SWIFT-RUR. Данные рекомендации сформированы Комитетом Национальной Ассоциации SWIFT.
Для использования в расчетах иностранной валюты на территории РФ предусмотрены жесткие условия, все подобные платежи проходят через процедуру валютного контроля. Для этого плательщик обязан предоставить в банк паспорт сделки и обосновать необходимость операции. Получатель валютного платежа обязан предоставить в банк распоряжение на продажу валюты в соответствии с инструкцией ЦБ РФ №111-И от 30.03.2004.
Оставить комментарий