На что жалуются франчайзи, или мягкий франчайзинг

О франчайзинге на страницах интернет-изданий сказано уже очень много. Но, с течением времени, условия работы сторон франчайзинга изменяются, поэтому будет интересно узнать, на что же в настоящее время жалуются, в первую очередь, франчайзи. Но не просто франчайзи, а предприниматели, работающие в сфере ритейла одежды и обуви, как наиболее динамично развивающемся секторе франчайзинга.

Нетрудно догадаться, что недовольство предпринимателей, работающих по сетевым стандартам, вызывают, в первую очередь, конечно же, сами эти стандарты и предъявляемые к ним требования.

Зачастую можно услышать жалобы на то, что головная организация не оплачивает организациям-франчайзи расходы, связанные с возвратом товара-сток, и последние терпят убытки. Для некоторых кажется неправильной политика франчайзера по стандартизации продаваемых коллекций, без учета особенностей региона. Также многие с непониманием относятся к жесткому регулированию цен со стороны франчайзера, ведь везде платежеспособный спрос различается, и где-то цены можно и снизить.

Но, как представляется, указанные претензии со стороны франчайзи во многом надуманны и не имеют под собой твердого юридического базиса. Возвращение нереализованного товара (сток) и его условия можно предусмотреть в договоре, который и будет в дальнейшем применяться при регулировании отношений сторон. Другое дело, что зачастую стороны не с должной осмотрительностью подходят к составлению юридических документов, рассчитывая на урегулирование спорных моментов в процессе дальнейшего сотрудничества, что, как показывает практика, не всегда происходит.

За границей эта проблема уже давно не стоит на повестке дня так остро. Практика пошла по пути отражения в договорах соответствующих пунктов о возможности (невозможности) возврата товара. Например, некоторые сети одежды в Испании сначала отправляют товар своему сетевому партнеру, который, при получении товара, оплачивает его стоимость. Затем остатки товара отсылаются обратно франчайзеру, который их и распродает.

Претензии относительно устоявшегося перечня товаров в коллекции также необоснованны. Ведь основой франчайзинга является раскрученный бренд, который формировался длительное время, в том числе, и путем использования и продаж товаров, выдержанных в определенном стиле и в одной стилистической линии. Использование устоявшихся параметров проверено временем, и франчайзеру совершенно незачем «терять свое лицо» из-за желаний франчайзи.

Похожая ситуация складывается и при формировании ценовой политики по отношению к товарам, реализуемым во франчайзинговых сетях. Франчайзер самостоятельно определяет, по каким ценам должны продаваться товары под его брендом. Если это кого-то не устраивает, то всегда есть выбор из других франшиз.

Указанные выше требования могут привести к ограничению развития франчайзинга и невозможности достижения франчайзором желаемых целей. В связи с этим, в последнее время стали появляться приверженцы так называемого мягкого франчайзинга, при котором франчайзер не столь сильно ограничивает свободу младшего партнера. В одежном ритейле это, как правило, выражается в праве франчайзи самостоятельно формировать коллекцию из товаров других производителей и брендов.

В качестве иллюстрации подобной практики можно привести пример белорусской фирмы Milavitsa, занимающейся продажей женского белья. Компания ставит перед собой амбициозные цели: к 2015 году открыть до 500 магазинов под названным брендом. Самостоятельных франчайзи могут привлечь к открытию магазина под указанной выше вывеской белорусской фирмы выгодные условия по формированию ассортиментного перечня товаров. В довесок к серьезному выбору моделей (свыше 700) франчайзи оставляет за собой право до 30% всего товарного ассортимента формировать за счет изделий других производителей женского белья.

Для привлечения внимания покупателей некоторые операторы стали практиковать продажи женского белья в составе широкого ассортимента (к примеру, H&M и Oodji), а также большую популярность приобрели мультибрендовые точки продаж.

В целом, можно сказать, что растущий рынок одежды и обуви все еще является «лакомым кусочком» для извлечения прибыли.

Оставить комментарий