Трудовая книжка – официальный документ, главное предназначение которого состоит в отражении трудового стажа гражданина, в том числе общего, непрерывного и специального.
Учет осуществляется строго по датам. В данной статье мы рассмотрим основные моменты, связанные с заполнением, хранением и учетом данного документа.
Содержание
Законодательное урегулирование ведения данного документа
Основными законодательными актами, которые в настоящее время регулируют вопросы хранения, ведения и заполнения трудовых книжек, являются:
- Трудовой Кодекс нашей страны со всеми его изменениями и поправками с момента принятия.
- Постановление исполнительного органа – Правительства России под номером 225 «О трудовых книжках».
- Инструкция по заполнению трудовых книжек, указанная в постановлении Правительства РФ под номером 69.
Зачастую в вышеперечисленных документах обнаруживается немалое количество противоречий. Если и вы столкнулись с подобной ситуацией, помните – руководствоваться следует главным актом – Трудовым Кодексом.
Кто отвечает за заполнение, ведение и хранение
Согласно действующему российскому законодательству ответственность за вопросы, связанные с трудовыми книжками в организации, лежит на плечах работодателя. Непосредственную же ответственность за все вопросы, связанные с трудовыми книжками (ведение, хранение) отвечает назначенное им лицо – например, директор по персоналу. Таким образом, при отсутствии в организации данного сотрудника всеми кадровыми вопросами, в том числе и заполнением трудовых книжек, ведает руководитель.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Общие правила заполнения
Трудовая книжка – документ, который обязан иметь каждый сотрудник организации, входящий в штат на протяжении не менее 5-ти дней и для которого данное место работы является основным.
Оформление трудовых книжек также должно осуществляться в отношении сезонных и временных работников и тех, кто подлежит социальному страхованию.
Сокращения при заполнении трудовой книжки не допускаются – все записи должны быть прописаны полностью. Кроме того, каждая запись нумеруется арабскими цифрами. Если необходимо проставить цифру до 10 – например, 7 марта, то перед ней ставится 0.
При приеме каждого сотрудника на работу ответственное лицо должно удостовериться в подлинности представляемого им документа. Во-первых, на титульном развороте трудовой книжки обязательно должна находиться печать – штамп первой организации, в которой трудился гражданин. Без данного элемента трудовая книжка считается недействительной. Также кадровику необходимо сверить паспортные данные. При ненадлежащем оформлении документа за счет работника оформляется его дубликат.
В трудовую книжку не допустимо внесение сведений о каких бы то ни было взысканиях со стороны руководства. Исключением из данного правила является пометка об увольнении.
Инструкция по правильному ведению
Рассматриваемый нами документ имеет простую структуру – он содержит всего три раздела:
- сведения о гражданине;
- сведения о его трудовом пути;
- сведения о награждениях.
Данные о сотруднике располагаются на титульном развороте трудовой книжки и представляют собой информацию об имени человека, его дате рождения, уровне образования и полученной профессии. Прописывать вышеперечисленные сведения можно только в полностью, сокращения не допускаются.
В качестве подтверждения используются соответствующие документы – оригинал паспорта или другого документа, удостоверяющего личность и диплом о профессиональном образовании. Закрепляется оформление главного листа трудовой книжки печатью организации, а также подписями работника и кадровика.
Второй раздел трудовой книжки – сведения о работе – предполагает проставление данных о приеме сотрудника на работу, переводах и факте увольнения. При этом обязательно должна быть проставлена дата, должность и юридическое название компании. Также все записи сопровождаются номером соответствующего документа – например, приказа и штампом юридического лица.
В третьем разделе менеджером по персоналу или другим ответственном лицом фиксируются все достижения работника, полученные им за период работы в данной компании. Указывается дата получения награды, ее наименование и номер приказа.
При окончании любого из вышеперечисленных разделов за счет работника оформляется так называемый вкладыш в трудовую книжку.
Правила и нюансы ведения трудовых книжек на предприятиях изложены в следующем видеоматериале:
Распространенные ошибки и неточности
К основным ошибкам, допускаемым сотрудниками службы по персоналу при заполнении трудовой книжки и последующем внесении записей в данный документ, являются:
- Неточности в имени, фамилии и отчестве лица.
- Ошибки при указании даты – например, указание месяца прописью, в то время как это необходимо делать арабскими цифрами.
- Неполное указание информации об уровне образования гражданина – например, отсутствие сведений о получении гражданином второго диплома.
- Отсутствие данных о специальности работника.
- Отсутствие подписей – как самого сотрудника, так и ответственного лица за его прием на работу.
- Отсутствие штампа организации.
- Использование печати отдела кадров вместо печати юридического лица.
- Путаница в разделах трудовой – например, внесение данных о работе в раздел о награждениях.
Согласно существующим правилам зачеркивания для исправления ошибок ни в одном из разделов трудовой книжки не допускаются. Исправить положение можно только путем признания неправильной записи недействительной и внесением новой.
Правила заполнения вкладыша
При окончании трудовой книжки вовсе не обязательно заводить новый документ – достаточно сделать вкладыш. Порядок его оформления абсолютно аналогичен порядку оформления трудовой книжки. В соответствии с правилами вкладыш обязательно должен быть вшит, а вот каким образом это делать – в каком месте размещать, какими нитками пользоваться – законодательство не говорит.
Несмотря на то, что с технической точки зрения рациональнее всего вшивать вкладыш в середину трудовой книжки, все же лучше сделать это в конце документа, так как в первом случае возможны неудобства с разбивкой записей. В подавляющем большинстве случаев для этого применяют суровые нитки и делают около 4-х проколов.
В самой трудовой книжке ответственное лицо обязано указать серию и номер вкладыша и поставить соответствующую печать. Штамп можно поставить в нескольких местах – например, на титульном развороте или на внутренней стороне оборота. Главное требование – ставить печать необходимо таким образом, чтобы она не перекрывала собой других надписей.
Обязанность оплаты расходов за оформление вкладыша в трудовую полностью ложится на работника. Однако в некоторых случаях, например, при порче документа не по его вине, внести денежные средства необходимо будет виновнику.
Дубликат: когда он необходим, порядок его оформления
К числу основных обстоятельств, при которых требуется выдача дубликата трудовой, можно отнести ее потерю и сильный износ, при котором дальнейшее пользование документом невозможно.
Согласно существующим правилам, в случае потери работником трудовой книжки сотрудник кадровой службы обязан в течении 15 рабочих дней выдать работнику новый документ. Отсчет данного срока начинается с того момента, как ответственное лицо получит заявление гражданина об утере трудовой книжки, где будут указаны все обстоятельства, при которых произошло данное происшествие.
В том случае, если утеря трудовой книжки произошла до поступления человека в данную организацию, и он уже имел официальное место работы, то первым делом кадровик должен указать трудовой стаж гражданина. При этом работнику в качестве доказательства своего стажа потребуется представить справки, приказы и другие документы.
Хранение и учет
Так, согласно одному из постановлений Правительства России в каждой компании обязательно должны присутствовать книги по учету трудовых книжек. Первая из них носит название приходно-расходной и предназначена для ведения контроля бланков и вкладышей рассматриваемого кадрового документа. Вторая – книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. В обоих случаях требуется соблюдение определенных правил по ведению подобного рода документов – нумерации каждого листа, прошивки, заверения подписью ответственного лица (как правило, руководителя организации), скрепления соответствующей печатью или пломбировки.
При игнорировании руководством юридического лица требования по ведению книг учета и хранения трудовых книжек им грозит наказание в виде административного штрафа, величина которого колеблется от 1000 до 50 000 рублей.
Добрый день!
Вопрос: Заявление об увольнении написано 15 числа. Дату увольнения сотрудник указал 19 число.
Может ли приказ об увольнении 19 числа быть издан 15 числом.