Анкета при приеме на работу является первым опытом взаимодействия работника и работодателя. Этот документ позволяет получить основные сведения о соискателе должности, а также сформировать впечатление о нем как о будущем сотруднике. С помощью анкеты работодатель определяет целесообразность и правомерность дальнейшего трудового соглашения с соискателем.
Согласно информации, представленной в анкете, затем создается личное дело сотрудника.
Общие сведения
Поэтому можно говорить только об основных пунктах, составляющих анкету, исходя из соответствия юридическим нормам и практической деятельности хозяйствующих субъектов.
Полностью информативную анкету разработать невозможно, ее содержание зависит от специфики предприятия и должности, на которую устраивается соискатель. Тем не менее, правильность и грамотность заполнения анкеты необходимы, в ней должны быть отражены наиболее социально значимые параметры (биографические и профессиональные данные, гражданство, место жительства, сведения о судимости и т.д.).
Объем анкеты желательно соотносить с правилом «золотой середины»: важно не только количество информации, но и ее качество, содержательность и информативность. Излишняя информация будет перегружать и без того напряженную работу кадровой службы.
Отличительные особенности
Анкета при приеме на работу похожа на резюме, однако содержит отличия. Если анкета предполагает определенный уровень формализации и стандартизации, то резюме носит свободный характер.
На первый взгляд, работодателю может быть достаточно подробного резюме соискателя. Но оно заполняется в обобщенной форме и не учитывает особенности профессиональной спецификации той или иной должности. Анкета при приеме на работу призвана восполнить этот пробел.
В резюме по этическим соображениям может и не содержаться информация о судимости у кандидата или его близких родственников, их пребывании за границей (для государственной службы или охраны) и т.п. Анкета позволяет осветить в рамках дозволенного законом «неудобные» вопросы.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Перечень основных разделов
Важно знать основные правила и представлять, какие существуют нюансы заполнения анкеты при приеме на работу.
Бланк анкеты состоит из нескольких тематических разделов с вопросами, на которые соискателю должности необходимо предоставить ответ в письменном виде. Содержание вопросов выдержано в официально-деловом стиле. В серьезных компаниях к составлению анкет привлекают опытных психологов.
Существуют виды анкет, в которых вопросы сгруппированы по темам. Есть также варианты, где вопросы разделены на две основные части: общую (одинаковую для всех) и узкоспециальную (зависящую от занимаемой должности).
Основные содержательные тематические блоки анкеты при приеме на работу могут быть следующими:
- Общие сведения (персональные данные о сотруднике): ФИО; дата и место рождения; гражданство; данные паспорта; адрес официальной регистрации и адрес фактического проживания; контактный телефон и e-mail.
- Образование (образовательный уровень сотрудника): образование (основное и дополнительное); документы об образовании; профессия; послевузовское профессиональное образование; научная степень и ученое звание (если есть); знание иностранных языков.
- Опыт работы (профессиональный опыт сотрудника): место и период работы, должность и функциональные обязанности; профессиональные умения и навыки; почетные звания, поощрения, награды.
- Прочая информация (личностные характеристики сотрудника): семейное положение; сведения о близких родственниках: ФИО, год рождения, место жительства, место учебы или работы; сведения о воинском учете; наличие или отсутствие судимости; дополнительные сведения (хобби, наличие автотранспорта и навыки вождения и др.).
Как правило, к анкете прилагается фотография размером 3 x 4 см.
Правила заполнения
Анкета заполняется будущим сотрудником от руки. Информация, представленная в анкете при приеме на работу, подтверждается личной подписью работника (с расшифровкой ФИО), указывается дата заполнения документа.
Лучше ответить фразами: «нет», «не имеется» и т.п. Это необходимо для понимания, что человек при заполнении не пропустил случайно или умышленно какой-либо вопрос.
Допустимы сведения об источниках дохода, деловых качествах соискателя, предполагаемом уровне заработной платы, о рекомендациях и иные сведения, не противоречащие законодательству РФ.
Конфиденциальность заполняемой информации
Есть и некоторые этические тонкости, касающиеся заполнения анкеты при приеме на работу. Так, некоторые требуемые в ней сведения кандидаты хотели бы сообщить только при абсолютной уверенности в их последующем трудоустройстве. Многих анкетируемых настораживает и проверка службы безопасности, как правило, действующей в крупных серьезных фирмах.
Работодателю не разрешается собирать и обрабатывать данные, раскрывающие политические, религиозные и иные убеждения работника, а также информацию о его участии в общественных объединениях или профсоюзной деятельности (ст. 86 ТК РФ). Исключение составляют случаи, предусмотренные законом, к примеру, трудоустройство на должности, связанные с допуском к государственной тайне. Таким образом, использовать информацию о частной жизни допустимо только с согласия самого работника.
Специфика для различных профессий
Форма и содержание анкет при приеме на работу обусловлены спецификой конкретной профессии. При их заполнении следует сделать акцент на профессиональных навыках и личных качествах сотрудника.
Так, в анкете продавца нелишне будет указать наличие таких качеств, как вежливость, чистоплотность, добропорядочность, аккуратность, коммуникабельность. В образовательном и профессиональном разделах приветствуется информация о знании принципов продаж, проведения расчетно-кассовых операций, наличии психолого-педагогических способностей общения с людьми, участии в различных семинарах и тренингах. Продавец – материально-ответственное лицо, следовательно, к удостоверению его личности надо подходить с особенным вниманием.
Анкета водителя может быть незамысловатой и лаконичной, но обязательно должна содержать сведения о навыках вождения автомобиля, наличии водительского удостоверения, открытых категориях вождения. Необходимо указать факт наличия или отсутствия аварийных ситуаций, готовность к командировкам, опыт пребывания за границей. Личностные качества водителя предполагают наличие хорошей памяти, выдержки и концентрации.
Охранник должен обладать целым перечнем необходимых качеств, умений и навыков как лицо, отвечающее за безопасность человека или группы людей, а также за сохранность материальных ценностей. В его анкете необходимо сделать акцент на профессионализме, опыте службы в армии и/или работы в правоохранительных органах, владении боевыми искусствами. Обязательными требованиями являются хорошая физическая форма соискателя, отсутствие вредных привычек, внимательность, пунктуальность. Важно отсутствие судимости.
В анкете официанта не является принципиальным пункт об образовании (работать могут как люди со стажем, так и студенты), но приветствуются психолого-педагогические навыки общения с людьми. Основные личностные качества: вежливость, внимательность, коммуникабельность, хорошая память, грамотная речь. В данной профессии исключительно важен внешний вид, ухоженность и опрятность человека, что сложно отметить в анкете, важно наличие фото. Здесь максимум внимания следует уделить личному собеседованию.
Анкета парикмахера не вызывает сложностей в заполнении. Она должна содержать основные сведения, а также данные о профессиональном образовании, как минимум, курсах. Важен опыт работы, наличие мастерства. Парикмахер должен отличаться качествами, необходимыми при общении с людьми: коммуникабельностью, отзывчивостью, аккуратностью, чистоплотностью. Имеют значение внешние данные, обязательно фото.
Профессия бухгалтера предполагает наличие специального образования и, желательно, опыта работы, что необходимо отметить в анкете. В целом такая анкета заполняется стандартно. Необходимо помнить о материальной ответственности бухгалтера, и обязательно указать сведения о наличии или отсутствии судимости. Важны следующие личностные и деловые качества сотрудника: внимательность, точность, аккуратность, стрессоустойчивость. Плюсом будет являться знание компьютерных технологий и программ.
Следующим этапом взаимодействия работника с работодателем является собеседование. Оно призвано помочь сформировать целостное представление о личности и профессиональных качествах сотрудника наряду с информацией, полученной из анкеты.
Как правильно ввести себя на собеседовании рассмотрено в следующих видеосюжетах:
Часть 2
Оставить комментарий