Хоть однажды, но каждый из нас в процессе трудовой деятельности направлялся в командировку. Много лет основным документом после паспорта во время служебной поездки служило командировочное удостоверение. Последние изменения в законодательстве внесли значительные коррективы в правила направления в командировку, главное из которых — отмена обязательного оформления бланка удостоверения. Кроме того, внесен ряд других изменений, связанных с определением времени нахождения в командировке, отчетными документами о поездке и расходах.
Понятие и основное предназначение
Главная функция удостоверения — контрольная. С его помощью фиксируется время отъезда и приезда, а также пребывания работника в месте назначения (особенно это важно, если работник посещает во время командировки несколько мест). Каждое предприятие или учреждение, куда работник направлялся по делам, делает отметку о прибытии и убытии на его территорию.
Однако, многие учреждения и организации не спешат отказываться от указанных документов. Причин тому несколько, ведь командировочное удостоверение позволяет:
- точно учесть время пребывания в поездке;
- получить сведения от организации-контрагенте, куда работник направлялся;
- определить время, затраченное на дорогу и время на выполнение собственно служебного задания;
- дисциплинировать сотрудника к надлежащему выполнению поставленных задач.
Кроме того, во многих организациях оформление командировок осуществляется согласно разработанному Положению о командировках, и до его отмены или замены на новое, изданное с учетом нововведений в документооборот, пользуются и удостоверением, и служебным заданием. В таком случае оформлять удостоверения по-прежнему необходимо.
В случае оформления больничного вам поможет данный материал.
Основные нюансы и правила расчета среднего дневного заработка описаны здесь.
Правила и особенности заполнения данного документа
Заполнение удостоверения — обязанность кадровой службы на предприятии. Если же кадрового подразделения не имеется, направлением в командировку занимается любое подразделение. До начала 2015 года основанием выдачи удостоверения был приказ руководителя о направлении в командировку.
В связи с нововведениями теперь достаточно решения работодателя о направлении сотрудника для выполнения задания вне места работы. Такое решение может быть оформлено в виде распоряжения, приказа или собственно, решения (обязательно в письменной форме).
Особенности командировочного удостоверения:
- выписывается в одном (единственном) экземпляре;
- выдается на руки работнику;
- обязательное наличие печати учреждения и подписи руководителя;
- обязательно делают отметку на предприятии, куда направляется работник;
- по завершении поездки сдается в бухгалтерию.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Порядок и правила заполнения бланка Т10
Бланк командировочного удостоверения Т10 был разработан Постановлением Госкомстата в 2004 году. Также работодатели вправе были самостоятельно утвердить форму этого документа.
Удостоверение обязательно должно содержать:
- наименование организации (как в уставе);
- дату заполнения;
- номер документа;
- данные на сотрудника (включая паспортные сведения, табельный номер, должность);
- место, куда командируется работник;
- цель поездки и ее продолжительность (в днях).
На оборотной стороне удостоверения содержатся данные:
- прибытие в место командировки;
- убытие из него;
- заверительная подпись и печать принимающей организации.
При исправлении ошибки необходимо зачеркнуть одной чертой неверную запись и указать над ней правильную. На удостоверении обязательно проставляется подпись работника, направляемого в командировку об ознакомлении.
Указанные сведения должны содержаться как в унифицированной форме Т10, так и в самостоятельно разработанном бланке.
Правила отчетности
В 2015 году были внесены и другие изменения, связанные с направлением в служебные поездки и оформлением отчетности. Постановление Правительства № 771 об этом вступило в силу с 8 августа текущего года.
Изменения коснулись следующего:
- По-новому определен порядок направления работника в командировку. Теперь необходимо письменное решение руководителя, оформленное в виде распорядительного документа (приказ, распоряжение и т. д.).
- Фактическое время поездки учитывается согласно проездным документам, представленным работником по возвращении. При отсутствии таких документов, срок подтверждается документами по найму жилья (гостиница, аренда по договору).
- Если нет ни проездных документов, ни договора о проживании срок поездки можно подтвердить служебной запиской на имя руководителя, с приложением документа принимающей стороны о дате прибытия и убытия.
- По решению руководителя работник может ехать в командировку не только общественным транспортом, но и на служебном, личном, арендованном. Указание на это должно быть сделано в письменном виде перед командировкой.
- Отчет о командировке писать не обязательно.
В целом, принятые в 2015 году изменения правил направления работников в командировку, направлены на упрощение документооборота, уточнение некоторых спорных вопросов, минимизацию отчетности работника о поездке. А вопрос, оформлять или нет командировочное удостоверение остается на усмотрение работодателя.
Подробная видеоинструкция о том, какие документы и как их необходимо оформить для служебной командировки приведено ниже:
Оставить комментарий