В случае просрочки оплаты по кредиту банк при невозможности дальнейшей процедуры взыскания передает дело коллекторам. Они могут заниматься взысканием просроченной задолженности по договору цессии или агентского договора. То есть в первом случае банк продал долг третьим лицам, во втором заключил с компанией договор о взыскании долга с клиента.
Коллекторское агентство в лице своих сотрудников начинает процедуру взыскания долга с нерадивого неплательщика. Причем способы могут быть разными: от звонков и встреч до угроз физической расправой, которые, как правило, применяются с целью психологического давления на человека.
Коллекторы заинтересованы в получении денег от должника и здесь они могут действовать различными способами.
К чему готовиться?
Коллекторы стеснены законодательством, которое запрещает звонки в период с 22.00 до 06.00. В остальное время они могут звонить должникам и этим пользуются. Звонки могут продолжаться целый день, по несколько раз, не обращая внимание на выходные и праздничные дни.
А что, если коллекторы беспокоят по чужому кредиту:
- Не бояться общения с коллекторами. Настойчиво объяснить звонящему, что номер телефона не принадлежит должнику. Обычно на это реакция со стороны коллекторов не поступает, они попросту игнорируют многие ответы клиентов. Нужно быть готовым к тому, что звонки продолжатся.
- Разговоры желательно записывать и предупредить звонящего об этом.
- Задайте тон для разговора сами, не бойтесь, правда на вашей стороне.
Главное помнить—задача коллектора «выбить долг» любым способом. Поэтому разговор может проводиться в форме просьбы об уплате и даже угроз.
Как себя вести при таком разговоре?
В зависимости от причины, побудившей коллекторов звонить непосредственно лицу и будет зависеть дальнейшее поведение.
- Коллекторское агентство звонит в связи с тем, что лицо является поручителем по кредиту. Законодательством предусматривается солидарная ответственность поручителя в случае неуплаты долга заемщиком. Другими словами требование банка или коллекторов уплатить задолженность правомерно. В качестве решения стоит поговорить с заемщиком по поводу оплаты и рекомендовать ему в крайнем случае перекредитоваться в ином банке на более выгодных условиях для погашения долга в этом банке.
- Если должник уклоняется от уплаты и не идет на контакт с поручителем, то договариваться с коллекторами придется самостоятельно. Это может быть и реструктуризация, и отсрочка платежей на некоторое время. Также, придется оплатить долг, но впоследствии обратиться с заявлением в суд о взыскании с должника суммы по кредиту, уплаченной поручителем.
- Если коллекторы вышли на человека, которое является родственником должника. Необходимо готовиться объяснить и вразумить коллекторов, что долг был взят именно заемщиком, никакого отношения к долгу вы не имеете, а, следовательно, и требовать с вас уплаты или содействия в общении с должником коллекторы не имеют права.
- Коллекторы осуществляют звонки заведомо по чужому кредиту, т.е. звонки поступают коллегам, друзьям и иным лицам. Здесь предельно жестко нужно вразумить коллекторов и пригрозить обращением в правоохранительные органы в случае, если звонки будут продолжаться.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Что необходимо у них выяснить?
В ситуации, когда коллекторы продолжают настойчиво звонить по чужому кредиту нужно выяснить следующие сведения:
- Полные фамилию имя и отчество сотрудника агентства, его должность.
- Наименование организации со всеми реквизитами (ОГРН, ИНН, КПП, фактический и юридический адрес.
- Документ, подтверждающий полномочия на совершение взыскания от имени банка или третьего лица.
При отказе представить запрашиваемые сведения лицо имеет право не продолжать разговор по делу.
Желательно полученные сведения записать самостоятельно или потребовать предоставления информации в письменном виде от коллекторов.
Законодательное урегулирование вопроса
Юристы сходятся во мнении, что передача контактного номера клиента третьим лицам, в частности коллекторскому агентству неправомерна. Получается, что банк нарушает законодательство в сфере банковской тайны и все, которые имеют к ней отношений.
Обозначим отдельные, в частности:
- 26 статья Федерального закона «О банковской деятельности».
- Уголовное законодательство (ст. 183 ч. 2 УК РФ).
- Гражданское законодательство (3 пункт ст. 857 ГК РФ).
Кроме того, в случае если коллекторское агентство начало распространение ложных сведений о том, что лицо не исполнит обязательства по кредиту, можно смело обращаться в органы с заявлением о клевете и защиты чести и достоинства, либо за нарушение неприкосновенности частной жизни, указанной в 137 статье Уголовного кодекса.
Ответственность в отношении коллекторов может наступить при угрозах в физической расправе, норма которой указана в 213статье УК РФ.
Куда и как необходимо обращаться с жалобой-заявлением
Ситуация, при которой коллекторы названивают по долгу, к которому лицо не имеет никакого отношения неприятна, но вполне решаема.
В ситуации, когда человек приобретает номер телефона, который ранее принадлежал заемщику по кредиту, одни увещевания и требования о прекращении звонков ни к чему не приведут. В этом случае в банк следует написать заявление с указанием, что этот номер телефона теперь зарегистрирован на другое лицо, которое не имеет никакого отношения к долгу. Необходимо требовать прекращение дальнейших звонков по кредиту, а также исключение телефона из базы данных. Банк в этом случае должен передать заявление в коллекторское агентство.
Как правило, такое заявление-жалоба работает, и коллекторы после этого не беспокоят своими навязчивыми звонками.
Несколько советов по поводу противодействия от звонков коллекторов по чужому кредиту даны в следующем видео:
Оставить комментарий