Существует целый ряд документов, которые должна вести любая компания. Обязанность заполнять некоторые из них закреплена законодательно, ведение других носит рекомендательный характер. В любом случае, ведение документооборота позволяет упорядочить всю информацию, возникающую в процессе деятельности организации.
Одним из важных документов является штатное расписание, которое касается кадрового состава.
Для чего нужен этот документ на предприятии
Штатное расписание является документом, который позволяет сформировать штатный состав и определить общую численность компании. В нем содержится следующая информация:
- Перечень всех должностей в фирме.
- Структурный состав.
- Вся информация об окладах работников, их заработной плате, наличии или отсутствии надбавок.
- Перечень штатных единиц.
Данный документ не является обязательным с точки зрения законодательства, однако он является наиболее удобным для учета документации, связанной с оплатой труда. Кроме того, найм работника производится на его основании: в нем указывается должность нанятого сотрудника, а также подразделение, в котором он будет работать.
В целом, штатное расписание позволяет серьезно упорядочить работу компании благодаря отражению организационной структуры и наличию всей информации о качественном составе сотрудников и системе оплаты труда. Соответственно, подбор персонала также упрощается, поскольку известен диапазон заработных плат, четко видны вакантные должности и т. п.
Требования, предъявляемые к нему, унифицированная форма
Законодательных требований к ведению штатного расписания не предъявляется, поэтому каждый работодатель определяет этот порядок самостоятельно. Единственное обязательное условие – ведение должно осуществляться по установленной форме, имеющей номер Т-3. Это было закреплено постановлением Госкомстата в 2004 году. Помимо этого, оно должно утверждаться приказом.
Главное условие заполнения документа – правильное указание должностей всех работников. Кроме того, название должности должно соответствовать наименованиям, которые указаны в различных квалификационных справочниках в случае, если для сотрудника предусмотрены компенсации и льготы. В остальных случаях могут быть использованы любые названия, которые выберет работодатель.
Форма для заполнения Т-3 представляет собой таблицу, в которой обязательно должны быть указаны следующие пункты:
- Наименование компании.
- Реквизиты фирмы.
- Подразделения в компании (либо отделы).
- Полный список должностей (вместе с теми, которые на данный момент не заняты).
- Количество штатных единиц.
- Оклады, которые могут указываться как конкретной цифрой, так и границами, в которых они будут изменяться.
Кроме того, необходимо прописать надбавки (которые включают в себя как компенсационные, так и стимулирующие выплаты). Допустимо добавление дополнительных отметок для отдельных должностей. Важно понимать, что все графы должны быть заполнены, а подписи должны расшифровываться. Наконец, в документ необходимо обязательно вносить изменения, которые происходят в организации.
Подробная инструкция по созданию документа в программе 1С представлена на следующем видео:
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Как его правильно составить
Под штатом подразумевается состав всех сотрудников компании, который определяется ее руководством на какой-то период. Чтобы составить его правильно, необходимо выполнить предварительный этап – формирование организационной структуры, которая понимается как отображение подразделений компании в виде схемы. Важно учитывать, что в ней должны указываться не только вертикальные, но и горизонтальные связи.
Одной из граф, вызывающей сложность практически в каждой компании, является определение оклада (по-другому он называется тарифной ставкой). Это размер оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей за определенную единицу времени.
Важно понимать, что штатное расписание не позволяет в полной мере учесть фонд оплаты труда в некоторых компаниях, где действует сменный график (в первую очередь это касается производственных предприятий). Кроме того, если есть доработка в ночное время и выходные, сумма оклада, указанная в документе, будет ниже, чем ФОТ.
Посмотреть образцы того, как правильно внести исправления в трудовую книжку, можно в этой статье.
Как правильно провести увольнение работника в связи со смертью – читайте здесь.
Структура и заполнение документа
При заполнении важно учитывать, что в форме должно быть указано 2 даты – дата составления, а также дата вступления в силу. Очень важно указать срок действия данного документа (классически это 12 месяцев).
Структура заключается в следующем:
- Указывается название формы.
- Указывается полное наименование организации.
- Отражается номер документа, период действия и номер приказа.
- Далее идут сведения по подразделениям, отделам, должностям и окладам, которые указываются в соответствующей таблице. В ней должно быть подсчитано итоговое значение.
- Подписи руководителя кадрового отдела, бухгалтерии и руководителя подразделения (вместе с расшифровкой).
Изменение штатного расписания
Штатное расписание можно изменить. Для проведения процедуры можно воспользоваться одним из двух способов:
- Несущественные изменения оформляются с помощью приказа о их внесении.
- Существенные изменения заставляют работодателя поменять расписание полностью. В этом случае оно будет иметь следующий регистрационный номер и утверждаться приказом.
Существует ряд оснований для проведения изменений:
- Проведение мероприятий, которые могут повлечь за собой изменение штата.
- Процедуры по совершенствованию организационной структуры.
- Изменения, которые связаны с законами РФ.
- Проведение плановых расчетов (которые осуществляются отделом по управлению персоналом).
- Проведение реорганизации фирмы.
- Сокращение или расширение производственных мощностей компании и т. д.
После внесения изменений необходимо провести соответствующие изменения и в других документах. Особенно это касается случаев изменения названия должностей, создания новых служб или отделов и т. д. В целом, кадровые документы подлежат изменению после штатного расписания в 5 ситуациях:
- Если произошло переименование должности.
- Если некоторые сотрудники были переведены в другой отдел или на другую позицию.
- Если отделы были переименованы.
- Если на сотрудника был возложен ряд дополнительных обязанностей (в этом случае обычно меняется оклад).
- Если изменяется заработная плата в других случаях.
Таким образом, такой документ, как штатное расписание, нельзя считать чисто формальным. Он является необходимым для каждой компании, желающей улучшить процесс управления персоналом и упорядочить его. Оно позволит сосредоточиться на достаточно сложных вопросах, связанных с управлением кадрами: координация, управление конфликтами, построение системы контроллинга и мотивации.
Оставить комментарий