Собственный бизнес всегда сопряжен с определенным риском и большим количеством временных и денежных затрат на запуск и ведение дел.
Поэтому некоторые предприниматели после определенного срока работы могут попасть в ситуацию, когда будет необходима ликвидация ИП в добровольном или принудительном порядке.
Содержание
Возможные причины
Среди потенциальных причин можно выделить следующие:
- Желание физического лица закрыть свой бизнес ввиду личных причин – это могут быть как проблемы со здоровьем, так и нехватка времени или желание перейти на другую форму собственности.
- Объявление о банкротстве.
- Смерть индивидуального предпринимателя.
- Закончившаяся регистрация (для иностранных граждан).
- Судебные решения – в отдельную категорию выделяются постановления, которые предполагают запрет ведения бизнеса на определенный срок.
- Решение об отмене права на жительство в России (только для иностранных граждан).
Процедура прекращения деятельности предпринимателя очень подробно разобрана на следующем видео:
Необходимые документы
Порядок закрытия предпринимательства предполагает подачу следующих документов:
- Заявление о регистрации прекращения деятельности в качестве ИП (заполняется по стандартной форме Р26001).
- Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.
- Документ, подтверждающий личность (паспорт и копия; в случае подачи доверенным лицом необходимо нотариально заверить копию).
- ИНН.
- Свидетельство ОГРНИП и выписка из ЕГРИП.
- Документы из Пенсионного фонда (должны подтверждать наличие или отсутствие долгов по выплатам). Данный пункт не является обязательным.
Необходимо также осуществить расторжение всех действующих договоров – с государственными структурами, частными предприятиями, фондами и т. п.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Заявление на ликвидацию
Заявление о прекращении деятельности нового образца было принято в 2013 году и стало очень упрощенным. Заполнение можно осуществлять либо на компьютере, либо черной гелиевой ручкой. При этом все буквы должны быть печатными и заглавными.
В случае личной сдачи документов в налоговую инспекцию достаточно заполнить самостоятельно первых два пункта, а все остальное сделать в присутствии того, кто будет принимать заявление.
Форма Р26001 включает в себя следующие пункты:
- Номер ОГРНИП – это государственный регистрационный номер для ИП.
- ФИО предпринимателя.
- ИНН.
- Контактные данные предпринимателя.
- Информацию о том, каким образом ему удобнее получить выписку, которая будет подтверждать прекращение деятельности.
- Подпись с расшифровкой.
- Сведения о лице, которое заверило подпись нотариально (это необходимо только в случае подачи заявления через посредника).
Если вам интересно, что лучше оформить – ИП или ООО, прочитайте эту статью.
Различные интересные примеры названий компаний и правила по их наименованию вы можете найти здесь.
Госпошлина: размер и варианты оплаты
Для того чтобы оплатить госпошлину, необходимо правильно заполнить квитанцию. Существует два варианта ее заполнения – от руки (в случае получения бланка в ФНС) либо в специальной онлайн форме. Указывается следующая информация:
- ФИО плательщика.
- Тип платежа.
- Код бюджетной классификации (в 2016 году их номера поменяются).
- ИНН плательщика.
- Паспортные данные предпринимателя.
- Адрес прописки.
- Вид налога.
- Реквизиты получателя платежа.
- Сумма пошлины.
- Дата заполнения.
На 2023 год сумма пошлины составляет 160 рублей. Она должна быть оплачена в банке либо с помощью электронной оплаты. Второй вариант стал доступен только с 2014 года – с этого момента налоговый орган может самостоятельно проверить статус платежа в специальной информационной системе.
Осуществление подачи документов и их получение
Документы подаются в ту же налоговую инспекцию, где ранее была осуществлена регистрация ИП. Подача может осуществляться как посредством личного присутствия предпринимателя, так и через представителя, полномочия которого должны быть нотариально заверены.
После предоставления всего пакета документации предприниматель получает расписку о том, что он сдал документы. После этого, если они заполнены правильно, а госпошлина уплачена, через 5 рабочих дней он сможет получить выписку из ЕГРИП, свидетельствующую о прекращении деятельности. Ее можно получить тремя способами:
- Забрать в налоговом органе лично.
- Получить через представителя.
- Получить по почте.
Обязательна ли справка из ПФР?
До 2011 года наличие справки из Пенсионного фонда РФ было обязательным. В случае ее отсутствия было невозможно осуществление процедуры ликвидации, поскольку она служила главным и единственным свидетельством отсутствия задолженностей.
Однако, начиная с 2011 года, порядок прохождения процедуры закрытия изменился, и теперь справка не является обязательной. Это произошло по той причине, что теперь налоговые органы могут запрашивать необходимую информацию по уплате платежей самостоятельно.
Если вы не имеете долгов и все же решили получить необходимые документы из Пенсионного фонда, потребуется подготовить:
- паспорт;
- ИНН;
- свидетельство о регистрации ИП;
- все квитанции о выплате необходимых платежей с той даты, когда производилась последняя сверка;
- заявление о ликвидации;
- СНИЛС.
Процесс ликвидации с долгами
Одной из распространенных ситуаций при закрытии является наличие долгов у предпринимателя. Наиболее частый случай – наличие задолженности перед Пенсионным фондом. Поэтому зачастую чиновники, несмотря на недавние поправки в законодательстве, отказывают в прекращении деятельности. Это чревато накоплением дополнительной суммы долга, поскольку вне зависимости от того, осуществляет индивидуальный предприниматель деятельность или нет, каждый год начисляется фиксированная сумма платежей.
В случае ликвидации с долгами они перейдут на физическое лицо и будут продолжаться числиться. Выделяются 2 основных типа задолженности:
- Перед бюджетом (это касается налогов и обязательных сборов).
- Перед работниками и контрагентами.
Во втором случае ликвидацию можно осуществить даже без предварительной оплаты – ИП по закону не имеет обязанности уведомлять кредиторов о закрытии.
Что касается первого случая, здесь также возможно осуществление процедуры без уплаты долгов. При этом важно понимать, что по законам РФ у бывшего индивидуального предпринимателя есть всего 15 дней на то, чтобы оплатить все страховые взносы. Этот срок начинает действовать с момента внесения информации о ликвидации в единый реестр индивидуальных предпринимателей.
Если предприниматель не оплатит все свои долги в указанный срок, он будет отвечать личным имуществом, которое послужит источником для оплаты долгов. На некоторые категории такого имущества не может быть наложено взыскание. Среди них выделяются:
- Личные вещи (за исключением предметов роскоши).
- Жилье, которое является единственным пригодным для проживания.
- Продукты питания.
После истечения 15 дней ПФР может обратиться в суд для того, чтобы принудительно взыскать необходимую сумму долга.
Что делать с работниками?
Зачастую у ИП работает один или несколько сотрудников. Для того чтобы осуществить закрытие, необходимо уведомить персонал за 60 дней до увольнения. Кроме того, необходимо письменно предупредить о закрытии за 14 дней до момента подачи документов.
Основанием для увольнения сотрудников станет 81 статья Трудового кодекса, первый пункт которой связан с прекращением деятельности ИП и ликвидацией организации. Согласно этой статье, можно увольнять любые категории работников (в том числе матерей с детьми до 3 лет, беременных женщин и т. д.).
Также необходимо заполнить специальное заявление и подать его в центр занятости населения. Данная процедура должна быть осуществлена не менее чем за 2 недели до первого увольнения. Также потребуется заполнить и подать заявления 4-ФСС и РСВ-1. После увольнения сотрудников необходимо оплатить все необходимые взносы. Срок на уплату составляет 15 дней.
Снятие ККМ с учета
В настоящее время при прекращении деятельности снятие кассового аппарата с учета не является обязательным с точки зрения законодательства. Однако, желательно пройти эту несложную процедуру. Для этого потребуется предоставить технический паспорт, карту регистрации и книгу учета аппарата. Кроме того, потребуется книга приходных и расходных ордеров, а также банковские выписки, связанные с инкассацией денежных средств.
После этого ИП обращается в налоговый орган и получает заявление на снятие аппарата с учета. Следующим шагом является вызов инженера, который поможет получить фискальный отчет и составит акт по специальной форме КМ-2.
В результате необходимо предоставить следующий пакет документов:
- Оригинал технического паспорта.
- Карта регистрации.
- Журнал по форме КМ-4 (кассира).
- Акт по форме КМ-3.
- Акт по форме КМ-2 в 2 экземплярах.
- Оригинал договора с ЦТО ККМ.
Закрытие расчетного счета
Для окончания процедуры ликвидации необходимо осуществить закрытие расчетного счета. Для этого необходимо выполнить определенный порядок действий:
- Подготовить все необходимые документы для расторжения договора, который был заключен с банком.
- Уплатить все задолженности перед контрагентами и банком.
- Вывести в наличные деньги остаток средств.
- Подать соответствующее заявление о закрытии счета.
- Дождаться получения уведомления о прекращении действия договора с банком.
- Оформить справку по стандартной форме о закрытии счета.
- Уведомить налоговую службу (а также фонды) о закрытии счета.
Важно учитывать, что при невыполнении последнего пункта предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей в случае с налоговыми органами и 1-2 тысяч рублей в случае с фондами.
Таким образом, прекращение деятельности предпринимателя является достаточно сложным процессом, который постоянно претерпевает изменения. В случае наличия больших сумм долга зачастую выгоднее закрыться с помощью признания ИП банкротом: однако, это стоит делать только после консультации со специалистами и в случае наличия задолженности размером более 300 тысяч рублей.
господи, каких годов даете вы эти инструкции…Подавать сведения в налоговую и прочие гос.службы о отктытии/закрытии р/счета ИП не обязан уже с 1 мая 2014 года…вводите только людей в заблуждение своими устарелыми советами
Добрый день! Налоговая приняла документы о закрытии ИП в январе 2016 года, после истечения 5 рабочих дней решения о закрытии так и не приняли,сказали ждать, в итоге решение приняли в августе 2016 года, скажите кто должен платит налог который был начислен за период с января по август 2016 года?