О специфике российского СПА бизнеса

Документы для получения медицинской лицензии
Пакет документов для открытия салона красоты
Чем СПА салон отличается от обычного салона красоты?

В наши дни невероятную популярность приобрели СПА процедуры. Признаком особой продвинутости считается в салонах красоты добавлять приставку СПА к названию чего бы то ни было. Напомним, что в переводе с латинского “санитус пер аква” (сокращенно СПА) означает «здоровье через воду».

В ногу со временем, конечно, идти хорошо, только вот основная масса потребителей пока толком не понимает: что же обозначает это загадочное название СПА? К слову сказать, и сами собственники порой имеют очень туманные представления о том, чем СПА салон как бизнес отличается от обычного салона красоты. Дело в том, что на сегодняшний день пока нет единых стандартов в области СПА, что затрудняет понимание сути этого направления в индустрии ухода за внешностью и здоровьем. Поэтому ограничимся лишь описанием, как обстоят дела с организацией СПА бизнеса в России.

Главное, что отличает объект СПА от других заведений – это его концепция и атмосфера. Буквально все в заведении должно быть направлено на отдых и расслабление клиента.

Все остальное – уже детали. Например, если в салоне плохая планировка помещения, или одновременно находится слишком много посетителей – это не помогает клиенту отдохнуть и расслабиться. И наличие в таком заведении джакузи или бани не дает основания называть его СПА салоном – конечно, это не СПА.

За границей, в отличие от российского рынка, уже существуют четкие критерии, по которым определяют СПА объекты. Так, при развитом рынке парикмахерские и косметологические услуги не должны занимать более 3/4 всех услуг СПА заведения. У нас же ситуация пока прямо противоположная.

Виды СПА объектов

Сегодня в России можно выделить несколько видов СПА заведений.

Первый вид – это обычный салон красоты, который предлагает 2 – 3 вида СПА процедур, не требующих дорогого оборудования (талассотерапия, СПА педикюр и т. д.) или добавляет некоторые их элементы к традиционным услугам.

Второй вид – это классический СПА салон, в котором уже пропагандируется философия релаксации, особый образ жизни, отдыха и питания. 80% услуг в таком салоне базируется исключительно на СПА. Все услуги собраны в программы, цель которых – дать максимальный эффект.

Под СПА салон обычно отводится 300 – 600 кв. м. В России запрещено оснащать саунами салоны, расположенные в жилых домах, поэтому оптимальными для размещения СПА объектов являются пристроенные помещения или, еще лучше, отдельно стоящие здания.

В среднем расходы на организацию СПА салона  составляют около $400 000. Документы для открытия СПА салона требуются те же, что и для открытия салона красоты (см. в начале статьи). Учитывайте, что, если вы включите в перечень услуг процедуры с нарушением кожного покрова, потребуется получение медицинской лицензии. Месячный доход СПА салона составляет примерно 20-30 тыс. долларов. Полной заполняемости салона можно достичь не ранее, чем через 2-3 года работы.

Третий вид –  специализированный СПА центр. Он может занимать от 600 до нескольких тысяч кв. м. Стоимость оснащения такого объекта колеблется от $1500 до $5000 за кв. м, в зависимости от типа отделки, концепции и оборудования. Помимо всевозможных обертываний и массажей, в центрах предусмотрены бассейн с целебными настойками и банные процедуры. Национальная специфика российских СПА – наличие русской бани.

Еще одна отличительная черта центра – организация СПА дней. Клиент может провести в заведении целый день, переходя от одной процедуры к другой. Месячный доход СПА центра – от 50 тыс. долларов.

Обособленный формат – медицинские СПА объекты. Если СПА центры и СПА салоны ориентируются в первую очередь на поддержание формы и снятие стресса, то в СПА клиниках можно лечить заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и кожи. Обычно они предлагают программы, рассчитанные на несколько часов, а также многодневные лечебные курсы на 10 – 14 дней.

Существует еще один формат – СПА отели, но пока они пользуются особой популярностью только в Европе.

Основные трудности при организации СПА бизнеса

По статистике, основными потребителями СПА услуг в России являются обеспеченные мужчины и женщины 35 – 45 лет. Делают они это по двум основным причинам – ради поправки собственного здоровья и ухода за телом. Приходится констатировать, что главная идея SPA – релаксация – в нашей стране пока остается не очень востребованной.

К сожалению, в отличие от Европы, СПА услуги в России – пока слишком дорогое удовольствие, рассчитанное на людей с достаточно высоким уровнем доходов: цены в подобных заведениях начинаются от 100 долларов. Средняя ценовая категория вообще отсутствует. Высокие цены объясняют дороговизной аренды, салонного оборудования, большим фондом заработной платы.

Будущим владельцу SPA-заведения приходится проводить огромную  работу по организации объекта и выстраиванию сервиса. Дело осложняет то  факт, что в России практически отсутствуют специалисты, которые могут сделать первоклассную инженерию. Отделочные материалы и оборудование тоже приходится везти из Европы, а обращение к европейцам увеличивает сроки в 1,5 – 2 раза.

Проблемы ощущаются не только на этапе строительства, но и при функционировании объекта. Многие одиночные салоны закрываются  из-за низкого профессионализма персонала. В России нет ни одной солидной школы, где персонал  мог бы обучиться правилам оказания SPA-услуг. Поэтому тренеров-специалистов тоже приходится приглашать из-за границы.

Оставить комментарий