Как заполнить декларацию 3-НДФЛ: правила и образец

заполнение документаЗаполнение документа 3-НДФЛ — это актуальный вопрос, который может возникнуть у любого человека.

О процедуре его заполнения, о том, в каких случаях это необходимо сделать, и пойдет речь в этой информационной статье.

 

 

Что это за документ

декларация о доходахДекларация 3-НДФЛ представляет собой документ, предназначенный для отчетности граждан перед российским государством о налогах на свои доходы. Характеризуется это тем, что сейчас декларируются все доходы от различных видов деятельности.

Конечно, в Налоговом кодексе России предусмотрены некоторые ситуации, когда не нужно заполнять и сдавать декларацию. Сдавать ее в налоговую инспекцию не сложно, но при составлении этого документа у граждан появляются многочисленные вопросы.

В каких случаях ее нужно сдавать

В соответствии со ст. 216 НК России налоговым периодом по начислению налога на доходы граждан считается календарный год. Так, в 2015 году некоторые налогоплательщики обязаны сдать в налоговую инспекцию заполненную форму 3-НДФЛ за прошедший год до 30 апреля.

По завершении календарного года заполнять декларацию и предоставлять ее в ИФНС должны следующие лица:

  • налоговые резиденты России, получившие прибыль за границами страны;
  • лица, которые получили дополнительный доход, облагаемый налогами (от реализации квартиры или машины, сдачи жилья, выигрыша приза и др.);
  • граждане, самостоятельно выполняющие расчет и выплаты налога в бюджет от доходов.

Также налогоплательщиками являются адвокаты, имеющие свои кабинеты, и другие люди, занимающиеся частной практикой.

Исключением являются доходы, которые не подлежат налогообложению, и полученные при дарении имущества между близкими родственниками.

Составление декларации необходимо для оформления имущественного или социального вычета (возмещение налоговой суммы, затраченной на лечение, учебу или покупку недвижимости). При возмещении налога из государственного бюджета декларация может сдаваться в любое время. Ограничением является сдача в срок до 3 лет со дня оплаты. Пересчет налогов ведется за последние 3 года, но даже после этого налоговые органы обязаны принять 3-НДФЛ. Налогоплательщик может воспользоваться налоговыми вычетами в качестве налоговых льгот.
правила заполнения

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Процесс заполнения

При составлении декларации все показатели следует брать из справок о доходах, удержанных налогов и других документов, которые выдаются налогоплательщику налоговыми агентами. Декларацию может составить и сдать в налоговый орган сам налогоплательщик или его представитель в электронной форме или почтовым переводом с описью вложенных документов.

В целом структура документа не меняется длительное время. Постоянно меняются сроки сдачи. Заполняться должна не вся декларация, а лишь листы, касающиеся имущественного вычета. Налогоплательщик должен заполнить титульный лист и 6 раздел:

  • Титульный лист. В строке «Номер корректировки» следует написать 0 и –. В отчетном периоде ставится год, за который нужно возвратить налог. Код налогового органа, код по ОКАТО указаны на сайте или стенде инспекции.
  • Код налогоплательщика (если он не адвокат, нотариус или ИП) равен 760.
  • На каждом листе указывается номер ИНН налогоплательщика. Число документов и листов лучше не указывать сразу, такие сведения можно указать после заполнения документа. Налогоплательщик должен указать код страны проживания, свои инициалы в полной форме, свою персональную информацию (паспортные данные, дата выдачи паспорта), статусность, адрес проживания по паспорту и номер телефона.
  • Следующий лист — Расчет стандартных вычетов. Сначала заполняется раздел «Доходы налогоплательщика по месяцам», информация по которым берется из 2-НДФЛ. Во втором разделе вписывается информация о суммах предоставленных стандартных налоговых вычетов. При наличии других вычетов или необлагаемых сумм они перечисляются на соответствующих листах. Составленная декларация должна отражать все расходы и доходы налогоплательщика за прошлый период.
  • На листе А указывается наименование и реквизиты компании, где лицо получало доход. Также указывается объем дохода, начисленного компанией и сумма, с которой был удержан налог, и его объем. Такие сведения нужно взять из строк 5,1-5,4 в справке 2-НДФЛ.
  • Раздел 6 включает информацию о КБК, куда начисляется НДФЛ, то есть 18210102021011000110. Также указывается ОКАТО по территории, где уплачивался налог. Обозначается удержанный налог, который будет возвращен из бюджета.
  • В раздел 1 сводится информация со всех заполненных листов. Затем подсчитывается число листов и указывается на титульном листе. К декларации прикладываются документы с указанными расходами.
Здесь вы можете посмотреть бланк и образец заполнения документа

Налоговые вычеты

Физические лица, которые получают доход, уплачивают в бюджет НДФЛ (налог на доходы физлиц). В отношении доходов предусматривается ставка 13%, и налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:

  • социальные виды (при оплате за обучение, благотворительность, покупка препаратов и лечение);
  • стандартные виды;
  • имущественные виды (при строительстве жилья, продаже, покупке автомобиля, квартиры, другого имущества).

Социальный вычет предоставляется лицу в размере фактически оплаченных расходов при условии, что они не превышают максимально установленной налоговым кодексом суммы в размере 120 тысяч рублей. Имущественный вычет при приобретении недвижимости налогоплательщик может получить раз в жизни на один объект. При этом документы (квитанции, чеки и договоры) должны отражать факт постройки недвижимости на территории страны.

Подробнее о процессе оформления декларации – на следующем видео:

Перечень необходимых документов

Для составления налоговой декларации нужно подготовить основные документы:

  • идентификационный номер;
  • паспорт;
  • справку 2-НДФЛ о доходе с места работы.

При приобретении недвижимости надо дополнительно подготовить:

  • свидетельство на регистрацию прав собственности;
  • акт приемки-продажи;
  • договор покупки-продажи;
  • расписка или квитанция о получении денег.

Если квартира приобреталась в кредит или ипотеку, то дополнительно сдается справка из кредитного банка с обозначением выплаченных процентов, а также кредитный договор.

При сооружении объекта требуется предоставление договора на сооружение недвижимости, платежки или квитанции, различные чеки на подтверждение затрат. Если квартира зарегистрирована, то сдается свидетельство на регистрацию прав собственности, акт приема-передачи.

Если нужно получить налог при реализации автомобиля, сдается документ на продажу или покупку автомобиля, копия ПТС.

При реализации ценных бумаг сдаются документы на их продажу (платежки и договора), документация на их покупку (платежки и договора, справка от налогового агента на доходы, документы на дополнительные затраты).

Если оплачивается обучение, то следует подготовить договор с учебным учреждением, чеки и квитанции оплаты, копии свидетельства на рождение ребенка и лицензии учебного учреждения.

составление документаПодробная информация о том, как рассчитать земельный налог в 2016 году, находится здесь.

Если вас интересует, может ли ИП работать без печати, ознакомьтесь с этой статьей.

Заполнение в интернете

Для заполнения декларации можно воспользоваться онлайн сервисом или специальными программами, применить которые могут любые налогоплательщики без специальных навыков. К достоинствам онлайн сервиса относится:

  • получение готовой декларации;
  • использование легкого и доступного интерфейса;
  • возможность технической поддержки специалистами по телефону или электронной почте;
  • прилагаемая инструкция по составлению декларации;
  • автоматизация расчетов.

Заполнить налоговую декларацию можно с помощью программы, разработанной Федеральной налоговой службой России, которая модифицируется в каждом году. К достоинствам программы относится отсутствие бланков декларации, автоматизация расчетов. Но у программы имеются и недостатки: составитель должен знать интерфейс, нельзя формировать файл готового отчета, на каждый год нужно ставить другую программу, отсутствует техническая поддержка.
пример заполнения

Причины отказа в приеме декларации

Для отказа в приеме декларации причинами не может быть неправильный код ОКТМО или ОКАТО, отсутствие штрих-кода на декларации.

В соответствии с Административным регламентом налоговой службы, п. 28, по оказанию госуслуги по бесплатному оповещению налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов об актуальных сборах и налогах, представлены следующие основания для отказа в приеме документа:

  • отсутствие документации, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика на сдачу декларации, или полноту и достоверность указанной информации;
  • отсутствие документации, удостоверяющей личность заявителя, или отказ в ее предоставлении;
  • сдача декларации в налоговый орган, не принимающий такие расчеты;
  • составление и сдача отчета в другой форме, не установленной налоговым органом;
  • отсутствие электронной подписи руководителя от компании-заявителя при сдаче электронной формы расчета;
  • отсутствие подписи руководителя на бумажной форме отчета.

отказ в приеме

Способы быстрой сдачи документа в налоговый орган

  • декларацию не надо соединять степлером, так как при возможных изменениях потребуется полное исправление соответствующих листов;
  • сдавать документ необходимо по месту постоянного жительства в России лично или от представителя по доверенности. При этом возможно быстрое исправление недочетов на месте;
  • нужно заранее определиться с расчетным счетом, куда будет начислен налог, поэтому при составлении декларации нужно взять реквизиты (название и номер отделения банка, корсчет, БИК, расчетный счет и лицевой счет налогоплательщика);
  • необходимо сохранить второй экземпляр отчета, которым можно воспользоваться при составлении заявки на возврат налога после принятия решения налоговым органом.

Оставить комментарий