Как привлечь инвестора?

Строя собственный бизнес, желательно учитывать разные варианты развития событий. Например, не исключено, что когда-нибудь вы захотите по той или иной причине продать бизнес или привлечь инвестора. Даже если на этапе открытия бизнеса вы это не предполагаете, в перспективе эти вопросы могут назреть… Заранее предугадать ничего невозможно.

Соответственно, чтобы в дальнейшем у вас была возможность привлечь инвестора, нужно с самого начала строить свой бизнес так, чтобы он выглядел для инвестора привлекательно и дорого. Привлечение инвесторов или поиски покупателя – это одинаковые в плане предварительной подготовки вашего бизнеса процессы, так как и покупатель, и инвестор при оценке бизнеса руководствуются одними и теми же критериями.

По каким критериям оценивается привлекательность бизнеса?

Во-первых, ваш бизнес должен быть прозрачен. Тогда вы сможете сделать хорошее обоснование стоимости вашего бизнеса. В этом случае инвестору легче объяснить следующие моменты:
— во что он вкладывает деньги,
— почему ваше предприятие оценивается именно так,
— почему вы желаете оставить за собой именно такую долю,
— как формируется ваша доля.

Традиционно считается, что цена бизнеса равняется трех-четырехкратной годовой прибыли. Даже если это не так, все равно главным показателем при оценке привлекательности бизнеса будет прибыль. Значит, вам необходимо показать ему прозрачный механизм формирования и подсчета прибыли.

Важно понимать, что инвестор оценивает бизнес, исходя из того, как он формировался, и что в него вложено. Инвестор обязательно затребует бухгалтерскую и финансовую отчетность за последние два-три года. Поэтому ваше предприятие должно иметь четкую организационную структуру и прозрачный документооборот.

Во-вторых, важно доказать инвестору, что все оснащение вашего бизнеса, и особенно производства, принадлежит вам (оно добыто легальным путем и вы его не лишитесь). Оснащение вашего бизнеса состоит из материальных и нематериальных активов. К материальным относятся мебель, компьютеры, металлопластиковые окна, электронная система доступа, всевозможное программное обеспечение, стеллажи, погрузчики, станки и механизмы – в общем, все, что есть в вашем бизнесе.

Кроме того, хорошее оборудование обычно немало стоит. Если вы можете это подтвердить, данный фактор является дополнительным аргументом для повышения стоимости вашего бизнеса и, соответственно, вашей доли. Если вы внедрили электронную систему учета, то, показав все затраты за период внедрения, вы получаете дополнительные аргументы при торговле.

Не следует забывать и об оборудовании (механизмах, приспособлениях), сделанном самостоятельно. При сравнительно небольших затратах это могут быть редкие, либо уникальные экземпляры. Постарайтесь сохранить чеки на покупаемые для строительства материалы, узлы. Это подтвердит, что данное устройство было произведено на месте.

Обязательно должно быть подтверждено, что используемое в производстве оборудование проходило соответствующее обслуживание, получало квалифицированную поддержку и своевременную замену. Это показывает, что оно не имеет слишком большого износа, качественно обслуживалось и эксплуатировалось. Желательно еще доказать, что оно не устарело технически и морально.

К материальным активам можно отнести и программное обеспечение, и базы данных, несмотря на то, что бухгалтерия считает их нематериальными активами. Программное обеспечение и базы данных имеют вполне определенную цену, стоимость внедрения, заметный экономический эффект от использования. Следовательно, их можно продать за вполне обоснованную цену. Особенно повышается ценность специального программного обеспечения, если удается доказать, что именно оно позволяет эффективно управлять предприятием, бороться с потерей времени, контролировать работу с заказчиками и т. д.

К нематериальным активам относятся репутация, узнаваемость торговой марки, ее цена. Оценить это достаточно сложно. Как оценить репутацию? Вроде бы, это воздух и ничего больше. Но именно репутация или известный брэнд порой позволяют выручить денег за бизнес больше, чем просто за организацию со своим товаром, клиентурой и прибылью.

Вывод. Хорошее обоснование стоимости предприятия позволяет привлечь инвестора на более выгодных для вас условиях, а в случае продажи бизнеса назначить более высокую цену и существенно уменьшить скидку.

Оставить комментарий