Что такое средний чек

Средний чек – что это такое«Статистика знает все» или «средняя температура по больнице» – в народной мудрости и в отечественной литературе можно легко найти и другие известные выражения, суть которых заключена в недоверии или поверхностном отношении к статистике. Однако нет более важной вещи, чем статистика, когда речь заходит о любом бизнесе, в частности – бизнесе, связанном с торговлей и сферой услуг.

Одним из наиболее важных и часто используемых на практике показателей является – средний чек. При правильном анализе показатель среднего чека может дать море необходимой для владельца бизнеса информации.

Средний чек – объективный параметр, свидетельствующий о широте ассортимента, эффективности работы персонала, правильном позиционировании в ценовом сегменте и т. д.

Определение понятия

Под средним чеком понимают совокупный объем всех покупок совершенных в рассматриваемый период времени, поделенный на суммарное количество чеков за этот период.

Для чего нужен показатель среднего чекаТо есть – это не просто общее количество совершенных покупок или проданного товара. Под одной покупкой подразумевают все купленные товары и услуги в течение одного посещения покупателем данного заведения.

Величина среднего чека – важнейшая информация для любого собственника бизнеса или назначенного руководителя. Анализ динамики изменения среднего чека показывает реальное место всего бизнеса на данный момент и тренды его дальнейшего развития.

По сути, средний чек – комплексный показатель, демонстрирующий насколько продуман ассортимент товаров и услуг, насколько грамотен мерчандайзинг и маркетинговая стратегия, как хорошо обустроены торговые площади.

Средний чек отражает и качество обслуживания персонала или, в случае самообслуживания и бесконтактных продаж, степень разумности навигации по торговому пространству и грамотной выкладки товара.

Правила расчета

Простейшая формула расчета среднего чека:

Средний чек = выручка / количество чеков.

Как считать средний чекТо есть сумма, оставляемая в среднем каждым клиентом равна сумме продаж за определенный период, деленной на количество покупателей за этот же период.

Применяемые в торговле и сфере услуг современные программы учета, а также использование штрихкодов дают возможность вести комплексный учет. Помимо стоимости, ведется подсчет и количества по всем номенклатурным позициям. Программа может разбивать чеки по разным группам, показывать среднюю разницу чеков по сумме, вести анализ по доле крупных или мелких покупок в совокупной массе.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Анализ показателя

Периодический анализ чеков – важная часть работы маркетологов в торговле или сфере услуг. Он наглядно демонстрирует всю картину продаж в любой торговой точке.

При помощи анализа чеков четко определяются основные моменты розничных продаж:

  • сумма среднего чека;
  • количество чеков в среднем за день;
  • интервалы суммы чеков.

Все эти величины в обязательном порядке применяются в работе маркетологами. На их основе делаются ключевые выводы об эффективности торговли.

Анализ суммы среднего чекаАнализ чеков рекомендуется делать ежемесячно. Для точек с высокой интенсивностью продаж и большой проходимостью в течение дня полезным будет вести еженедельный анализ. Понятно, что разовый анализ чеков неэффективен и не дает всего спектра возможной полезной информации. Важна постоянность и периодичность анализа.

Вкратце алгоритм работы с чеками может выглядеть так:

  • анализ чеков;
  • обобщение выводов на основе анализа;
  • принятие мер на основе выводов;
  • очередной анализ;
  • при положительной динамике – фиксация результата, его удерживание;
  • при отрицательной динамике – принятие мер.

Вся эта последовательность действий должна систематически повторяться.

Благодаря постоянному анализу чеков можно сделать следующие значимые выводы:

  1. Результаты анализа среднего чекаЗагруженность касс и кассовых работников. Ведется контроль над потоком покупателей. Проводятся дневные срезы данных по всем дням недели. Так можно установить количество чеков в разные периоды разных дней с интервалом до 10 минут;
  2. Сумма среднего чека. Она позволяет сделать четкий вывод о ценовом сегменте предприятия, составить групповой портрет клиента. Сумма среднего чека показывает, какое количество денежных средств тратится клиентами. Делаются ли в основном недорогие покупки или охвачены все представленные ценовые ниши;
  3. Анализ чеков дает ясную картину работы персонала и выкладки товара в торговых площадях. Для этого оценивается общее число позиций в чеке. Преобладание чеков с одной покупкой недвусмысленно говорит о том, что товары размещены, не совсем верно, продавцы плохо предлагают сопутствующие товары. Нормальным будет наличие в среднем чеке нескольких товарных позиций. Когда помимо крупной основной покупки в чеке будут и дополнительные позиции, пересекающиеся с главным товаром чека. Это будет хорошо свидетельствовать о квалификации продавца совершившего продажу. То есть, главный вывод по этой позиции – нужно неуклонно уменьшать долю чеков с минимальным числом товаров. Тут подойдут любые меры – от изменения схемы выкладки товаров до конструктивных бесед с персоналом;
  4. Анализ чеков также показывает долю чеков в разных ценовых интервалах. Так определяется готовность покупателя к совершению дорогой покупки;
  5. Степень лояльности клиентов. С помощью анализа чеков и величины среднего чека можно четко определить, с какой суммы клиентам можно выдавать дисконтные карты, скидки. Так определяется и размер скидки и сумма, с которой можно проводить различные акции;
  6. Спонтанность покупки при разной форме оплаты. Расчет и сравнение сумм средних чеков в зависимости от формы оплаты дает любопытные результаты. В частности – сумма среднего чека при безналичной оплате, как правило, существенно выше средней покупки за наличный расчет;
  7. Сезонность продаж. Сравнение средних чеков за разные периоды года дает ясную картину о флуктуациях покупательной способности в зависимости от времени года, общей ситуации в экономике. Эта периодичность должна учитываться во внутренней политике организации в области ассортимента и цен.

Объективно, каждый покупатель своим заработанным рублем, совершая покупку, голосует за ту или иную услугу или продукцию. При повторной покупке, он демонстрирует лояльность именно этому товару или услуге.

Методы повышения показателя среднего чека

Очевидно, что каждый прагматичный бизнесмен желает увеличить прибыль. Эта задача понятна всем и актуальна для любого предприятия торговли и сферы услуг.

Многие основные факторы, влияющие на торговлю, рядовой бизнесмен изменить не в силах: курс рубля, экономическую ситуацию в стране, сезонность продаж и т. д.

Повысить же показатель среднего чека – вполне возможное, и даже необходимое мероприятие для дальнейшего процветания бизнеса. Тем более, что для него достаточно только внутренних ресурсов предприятия. Как правило, даже две недели корректировки и активной работы над повышением среднего чека дают ощутимый результат.

Увеличение среднего чека ясно требуется в следующих случаях:

  • Когда необходимо увеличение показателя среднего чекакогда покупатель вполне лоялен, совершается много покупок, но сумма выручки небольшая, так как ассортимент не дает покупать больше;
  • в чеках множество позиций, но общая сумма невысокая. То есть, покупатели активны, а ценовая политика недостаточно дальновидна;
  • преобладает доля чеков с одним или двумя товарами, что означает низкую квалификацию персонала или неправильно подобранный формат торговой точки.

Повышение среднего чека на практике достигается двумя путями:

  • повышением стоимости товара при стимулирующей рекламной активности;
  • увеличением глубины чека, а значит – оборота, когда при равном количестве чеков общая сумма будет расти.

Каждое предприятие торговли и сферы услуг применяет на практике свои приемы для увеличения среднего чека. Приемы зависят от предлагаемого ассортимента, внешних факторов (праздники, мода, тренды), местности, времени года и т.д. Весь фокус состоит в осмысленном сочетании мерчендайзинга, квалификации персонала, внедрении стандартов обслуживания.

Основные методы повышения среднего чека:

  1. Методы увеличения среднего чекаСистема мотивации продавцов. Введение премий и доплат за эффективную работу, применение рейтингов, штрафов, поощрений и других мотивационных моментов, связанных с заработной платой персонала;
  2. Повышение эффективности обслуживания. Грамотные консультации, информативные ценники, расширение услуг, заказ товара, беспроблемная выдача, быстрая отгрузка, доставка на дом. Четкая работа касс, отсутствие очередей, максимальная автоматизация;
  3. Использование комплексных готовых решений. Внедрение шоу-румов, гармоничных комплектов на манекенах, готовые меню для обеда или бизнес-ланча и т.д. Стимулирование к покупке аксессуаров, сопутствующих товаров, напоминания и подсказки клиентам о сочетании товаров;
  4. Активная продажа расходных материалов;
  5. Формирование ассортимента «горячих» предложений с ограниченным сроком реализации. Подогревание искусственного ажиотажа. Выделение акционного товара на полках или в меню соответствующими табличками или маркерами;
  6. Премирование покупателей скидочными картами и подарочными сертификатами. Привязка крупных и корпоративных покупателей;
  7. Обязательная возможность оплаты банковскими картами. Главный способ не упустить клиента без наличности. Средние чеки при безналичных продажах значительно выше;
  8. Легкость обмена и возврата товара. Психологически раскрепощает потенциального покупателя;
  9. Фасовка весовой продукции с превышением среднего веса до 25%;
  10. Правильно зонирование зон у касс. Размещение товара для импульсных покупок: сладостей, расходных материалов, игрушек, прочих мелочей. Своего рода вежливое напоминание покупателю, в случае, если он что-то забыл;
  11. Замена небольших упаковок на следующие по размерам в линейке ассортимента. Предложение платной подарочной упаковки на праздники;
  12. Постоянный акцент на более дорогом товаре при наличии нескольких вариантов. Постоянное повышение навыков продаж у персонала. Объяснение преимуществ более дорого товара.

Самое главное в постоянной работе над увеличением среднего чека – правильная работа с персоналом. Финансовая мотивация, четкое знание ассортимента, владение техникой продаж, применение акций и легкое замещение товарных позиций – это то, что требуется от современного эффективного сотрудника. Своевременно предложенная зажигалка к купленным сигаретам или комплект зимних шин к брендовому внедорожнику всегда будут наиболее эффективными стимулами продаж.

Способы увеличения среднего чека представлены в следующем видео уроке:

Оставить комментарий