Многие по ошибке считают, что индивидуальный предприниматель – это юридическое лицо.
На самом деле это – всего лишь статус, при этом ИП остается обычным физическом лицом.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что же нужно, чтобы открыть ИП, и сколько это стоит.
Содержание
- Преимущества этой формы деятельности
- Выбор системы налогообложения и кодов ОКВЭД
- Требуемые документы
- Заполнение и подача заявления в налоговую
- Стоимость и сроки открытия
- Получение документов в ИНФС
- Возможные причины отказа в регистрации
- Регистрация в других учреждениях и фондах
- Печать, расчетный счет и другие мелочи
- Регистрация онлайн
Преимущества этой формы деятельности
Основное преимущество заключается в простоте процесса регистрации и возможности выбора из нескольких режимов налогообложения. Кроме того, индивидуальному предпринимателю в отличие от юрлица не нужно вести кассу и бухгалтерскую отчетность.
Среди других плюсов ИП как формы хозяйственной деятельности можно выделить:
- большинство штрафов для ИП гораздо ниже, чем для юридических лиц;
- индивидуальный предприниматель может начать заниматься коммерческой деятельностью сразу. Для этого не нужно создавать уставной капитал;
- зарегистрироваться как ИП можно по месту жительства, т. е. не по юридическому адресу;
- все хозяйственные решения принимаются без протоколирования;
- получаемая в результате коммерческой деятельности прибыть становится собственностью индивидуального предпринимателя;
- для создания ИП не нужны учредительные документы;
- индивидуальный предприниматель может работать по «упрощенке», а это означает, что не придется платить налог на имущество и доходы физических лиц, равно как и единый социальный налог с НДС.
Выбор системы налогообложения и кодов ОКВЭД
Выбор системы налогообложения крайне важен для любого индивидуального предпринимателя. От этого зависит степень налоговой нагрузки, а также возможные риски, связанные с привлечением к ответственности за нарушение налогового законодательства. Также нужно заранее определиться с будущими контрагентами, так как можно попросту потерять клиентов из-за того, что предприниматель будет применять систему налогообложения, освобождающую от уплаты НДС.
Индивидуальные предприниматели могут выбрать одну из следующих систем налогообложения:
- общая система (ОСНО);
- упрощенная система (УСН или «упрощенка»);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД или «вмененка»);
- патентная система.
На общей системе налогообложения могут работать любые индивидуальные предприниматели. Если после завершения процедуры регистрации предприниматель не написал заявление о переходе на специальный режим, он автоматически будет работать на ОСНО. Из налогов придется платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС), а также страховые взносы во внебюджетные фонды (за самого себя и своих работников). Предприниматели, выбравшие в качестве системы налогообложения ОСНО, сдают в налоговую инспекцию декларации по НДС, 3-НДФЛ и 4-НДФЛ.
Многие бизнесмены предпочитают отчитываться именно по «упрощенке». Прежде всего, необходимо отметить, что начиная с 2015 года для предпринимателей, работающих на УСН и патентной системе, вводятся налоговые каникулы сроком на шесть лет. Применять УСН могут не все, а только те предприниматели, у которых:
- сумма годового дохода не превышает 60 млн. рублей;
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- деятельность не связана с игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также с добычей и продажей полезных ископаемых.
«Упрощенка» освобождает от уплаты налога на доходы, полученные от осуществления коммерческой деятельности, а также от налога на имущество физлиц. Предприниматель на УСН может сам выбрать, по какой ставке будет платить налог. Это может быть 6% (с одних доходов) или 15% (с доходов за вычетом расходов). Помимо основного налога придется платить страховые взносы за себя и своих работников. Если предприниматель работает один (т. е. без работников), он имеет право на уменьшение налога на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды. Предприниматели с работниками могут уменьшить сумму налога на размер страховых взносов, но не более чем на 50%.
Отчитываются предприниматели раз год путем подачи налоговой декларации по УСН. Что касается выбора ставки, то здесь нужно ориентироваться на размер будущих доходов и расходов, а также на возможность уменьшения налога на сумму страховых взносов.
С 2013 года предприниматели могут в добровольном порядке выбирать, работать им на «вмененке» или нет. До этого ЕНВД был обязательным режимом. Применять «вмененку» можно не по всем видам деятельности. Их перечень устанавливается Налоговым кодексом и региональными правовыми актами. ЕНВД не могут применять предприниматели, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек. Никаких ограничений в плане дохода в отличии от УСН здесь нет. Переход на «вмененку» освобождает от уплаты НДФЛ, НДС и налога на имущество физлиц. Отчитываются «вмененщики» путем ежеквартальной подачи налоговой декларации по ЕНВД.
Единый налог на вмененный доход не освобождает от уплаты страховых взносов за себя и работников. Налоговый вычет на сумму страховых взносов могут применять только предприниматели без работников.
Патентная система налогообложения распространяется не на все виды деятельности, и применять ее могут предприниматели с годовым доходом не более 60 млн. рублей и численностью работников не более 15 человек. Переход на патентную систему освобождает от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество физлиц. Ставка налога составляет 6% от потенциально возможного дохода, кроме того ИП платит страховые взносы за себя и за работников.
Что касается кодов ОКВЭД, то с 2015 года вступил в силу новый классификатор, поэтому виды деятельности нужно брать оттуда. Сделать это необходимо до заполнения заявления о регистрации физлица в качестве ИП.
Требуемые документы
Для регистрации понадобятся следующие документы:
- заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001). Бланк заявления можно взять в налоговой инспекции или скачать в интернете;
- квитанция об оплате госпошлины (800 рублей);
- копия паспорта (все заполненные страницы);
- заявление о переходе на УСН (по выбору).
Заполнение и подача заявления в налоговую
Заявление о регистрации можно заполнить вручную или на компьютере. Если оно заполняется вручную, необходимо использовать черные чернила. Вся информация вносится печатными заглавными буквами.
Порядок заполнения:
- в первом блоке информации указывается ФИО;
- в следующем поле прописывается ИНН;
- далее указываются пол и дата рождения;
- затем прописывается место рождения;
- в следующей строке нужно отметить наличие российского гражданства (или поставить отметку напротив строки «иностранный гражданин»);
- далее указываются место жительства, паспортные данные;
- затем необходимо отметить коды ОКВЭД;
- также ставится отметка напротив способа получения (лично, через представителя или по почте);
- в заявлении нужно указать контактный номер телефона.
При личной подаче заявления подпись ставится в присутствии сотрудника налоговой. В остальных – в присутствии нотариуса. Весь пакет документов необходимо отнести в налоговую инспекцию по месту прописки. Если вместо предпринимателя документы подает кто-то другой, на это лицо нужна доверенность.
Стоимость и сроки открытия
Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Срок открытия составляет пять рабочих дней с момента подачи документов.
Подробный пошаговый порядок создания ИП, сроки и расчет стоимости приведены на следующем видео:
Получение документов в ИНФС
Примерно через неделю, а именно через пять рабочих дней в налоговой нужно получить лист записи ЕГРИП и ОГРНИП. Точную дату получения документов лучше уточнить у налогового инспектора.
Возможные причины отказа в регистрации
Получить отказ в регистрации можно в следующих ситуациях:
- неправильно заполненное заявление;
- указание запрещенного вида деятельности;
- предоставление неполного пакета документов;
- нарушение места регистрации ИП;
- наличие действующего статуса ИП;
- запрет на занятие предпринимательской деятельностью по решению суда;
- ИП признано банкротом или закрыто в принудительном порядке менее одного года назад.
К запрещенным видам деятельности относятся:
- перевозки воздушным транспортом;
- производство или торговля (оптовая или розничная) алкоголем;
- производство и распространение сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов;
- производство медикаментов;
- разработка и производство авиационной техники;
- частная охранная деятельности;
- трудоустройство российских граждан за пределами РФ;
- создание частных пенсионных или инвестиционных фондов;
- продажа электроэнергии;
- разработка, производство и реализация оружия;
- проведение анализа промышленной безопасности;
- производство и распространение пиротехники;
- космическая деятельность.
Если налоговым органом было принято решение об отказе в регистрации физлица в качестве ИП, заявителю об этом обязательно сообщается. Решение об отказе высылается по почте или выдается под расписку. Документы, переданные в налоговую инспекцию, заявителю не возвращаются и передаются в архив службы. Если по мнению заявителя оснований для отказа нет, можно обратиться в суд. Если причины для отказа правомерны, необходимо исправить ошибки и снова подать пакет документов. Госпошлину нужно будет заплатить еще раз.
Регистрация в других учреждениях и фондах
Заниматься коммерческой деятельностью можно сразу после получения документов в налоговой. Сотрудники службы должны сами уведомить ПФР и ФСС о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Если же все-таки возникла необходимость в посещении внебюджетных фондов, с собой необходимо взять оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации в качестве ИП, СНИЛС и ИНН.
Печать, расчетный счет и другие мелочи
Индивидуальный предприниматель может работать и без печати, однако получить ее все же рекомендуется. Чтобы получить печать, необходимо обратиться в специализированную компанию по их изготовлению. Услуга по изготовлению платная и может составлять около одной тысячи рублей. Чтобы заказать печать, необходимо представить следующие документы:
- ОГРНИП;
- ИНН;
- паспорт предпринимателя.
Каждый индивидуальный предприниматель должен иметь расчетный счет в банке, хотя это, как и в случае с печатью, не регламентировано законодательством. В любом случае, в процессе осуществления коммерческой деятельности придется работать с расчетными счетами, заказывать и оплачивать товары и т. д.
При выборе банка, в котором будет открыт счет, нужно ориентироваться на такие критерии как надежность организации, удобство обслуживания клиентов, наличие онлайн банкинга, предоставление банком терминала оплаты, стоимость обслуживания счета, способы обналичивания денег и т. д.
Регистрация онлайн
На сайте moedelo.org можно легко и быстро сформировать необходимые для регистрации документы, причем абсолютно бесплатно. Специальная программа полностью исключает возможность допущения ошибок, а сам пакет документов формируется в течение пятнадцати минут. Все реквизиты генерируются в автоматическом режиме с учетом места проживания.
Преимущества сервиса:
- отпадает необходимость в обращении к посредникам и, как следствие, в больших расходах;
- не нужно тратить время на стояние в очередях;
- все документы оформляются надлежащим образом – без каких-либо ошибок, помарок и неточностей;
- в случае изменений в порядке регистрации пакет документов будет сформирован заново с учетом новых требований;
- расходы составляют только оплату нотариальных услуг и оплату госпошлины.
Оставить комментарий