Сегодня для многих потребителей товаров и услуг является удобным и привычным способ безналичного расчета в торговых точках с помощью пластиковых банковских карт.
При этом покупателям нет необходимости отсчитывать купюры и монеты, держать при себе крупные суммы наличности, а продавцам – искать сдачу.
Такая технология становится возможной с помощью платежного механизма эквайринга.
Содержание
Понятие эквайринга и его виды
Говоря простыми словами, это прием в качестве средства оплаты товаров, работ или услуг пластиковых карт.
Эквайринг производит уполномоченный на эти действия банк, именуемый эквайером. На торговых или сервисных предприятиях в связи с этим устанавливаются платежные терминалы или импринтеры.
Выдача наличных средств владельцам банковских карт через банкомат или пункт выдачи наличных (ПВН) также является эквайрингом. К данной сфере будут относиться и различные устройства самообслуживания, которые принимают пластиковые карты.
Технология эквайринга является развитой и распространенной в современном мире. Большую часть подобного рода услуг предоставляют банки, являющиеся членами платежных систем Visa, MasterCard и American Express. Сегодня в развитых странах доля безналичных расчетов составляет около 90%, тогда как в России это всего лишь около 20-30%. Однако уже все больше торговых организаций переходят на эквайринговые услуги.
На сегодняшний день существует несколько видов эквайринга:
- торговый;
- интернет-эквайринг;
- мобильный.
Торговый эквайринг – это услуга, которую банк-эквайер оказывает торговой организации (в магазинах, гостиницах, ресторанах и т.д.). Продавец принимает банковские карточки клиентов, чтобы произвести расчет за товары или услуги. С карты денежные средства перечисляются на расчетный счет продавца, при этом банком взимается комиссия в размере в среднем примерно 1,5-2,5%. Данный вид эквайринга появился раньше других, и продолжает быть достаточно популярным по сей день.
При заключении соответствующего соглашения как банк, так и торговая организация принимают на себя ряд обязательств по эквайрингу.
Торговая организация:
- дает возможность банку разместить оборудование для платежей на своей территории;
- принимает для расчетов банковские карты у покупателей;
- выплачивает определенную договором комиссию банку.
Банк-эквайер:
- устанавливает свои терминалы в торговых точках компании-клиента;
- занимается обслуживанием эквайрингового оборудования и поставкой расходных материалов;
- проводит обучение с сотрудниками компании по проведению расчетных операций;
- оказывает фирме необходимые консалтинговые услуги;
- возмещает компании суммы, оплаченные при помощи пластиковых карт.
Интернет-эквайринг представляет собой услугу, похожую на торговый эквайринг, только здесь не происходит прямого контакта между продавцом и покупателем. Все расчеты осуществляются в Сети с помощью специальных web-интерфейсов. Оплата различных услуг (покупок, коммунальных платежей, мобильной связи, Интернета и др.) происходит посредством специальных электронных платежных систем.
Клиент совершает покупку на сайте интернет-магазина и оплачивает ее банковской карточкой. Нажимая «купить», владелец карты поручает банку-эквайеру перечислить необходимую сумму на счет виртуального продавца.
Кроме перечисленных участников, в интернет-эквайринге иногда присутствует и еще одна сторона – процессинговая компания – посредник между интернет-магазином и банком. В ее функции входит сбор данных о карточках клиентов, передача данных между банком и покупателем, а также защита держателей карт от мошенничества в сети и их информационная поддержка. Банковские учреждения устанавливают проверки в виде sms-сообщения, подтверждающего проведение платежной операции. Комиссия за пользование Интернет-эквайрингом составляет для продавцов товаров и услуг примерно 3-6% от оплачиваемых покупателями сумм.
Мобильный эквайринг предоставляется при помощи специального устройства – мобильного POS-терминала (mPOS) – карт-ридера, подключаемого непосредственно к телефону (смартфону). На последнем устанавливается необходимое приложение, через которое и можно работать с известными платежными системами Visa, MasterCard и др.
Данный вид эквайринга очень динамично развивается в настоящее время и становится все более популярным. Очевидны и его преимущества по сравнению с традиционным:
- простота в эксплуатации mPOS-терминала и его бюджетная цена;
- возможность круглосуточного использования банковского счета;
- безопасность такого вида безналичных расчетов для предпринимателей и их клиентов;
- мобильность оплаты товаров и услуг без привязки к торговой точке (в такси, курьеру и т.д.).
Продавцы товаров и услуг обычно уплачивают комиссию для данного вида эквайринга в размере 2,5-3%.
Преимущества и недостатки
Эквайринг является современной технологией для расчетов с неоспоримыми преимуществами:
- Простая, понятная для всех сторон и удобная безналичная система расчетов: покупатель избавляется от необходимости всегда иметь при себе денежные суммы, а продавцу не нужно постоянно заботиться о сдаче;
- С покупателей при оплате не взимается комиссия, кроме того на карту часто начисляются бонусы, возвращаются определенные проценты от платежей;
- Точность расчетов между продавцом и покупателем (нет необходимости в сдаче, при выдаче которой можно ошибиться);
- Банк-эквайер получает вознаграждение за свои услуги от продавца;
- Банки предлагают своим клиентом различные льготные программы по эквайрингу и бесплатное обучение сотрудников организации;
- Торговые организации (в том числе, малый бизнес) имеют возможность более активно продвигать свой товар и сокращать издержки;
- Объемы продаж у малых предпринимателей с введением эквайринга по статистике увеличиваются на 20-30%. Помимо удобства для клиентов, тут играют роль и психологические моменты: посредством банковской карты покупателю легче расстаться с крупной суммой денег, да и сами карты, как правило, имеются у клиентов, склонных к дорогостоящим покупкам;
- Технология эквайринга защищает продавца от получения фальшивых денежных банкнот;
- Предпринимателям не нужно тратиться на процесс инкассации наличности.
Вместе с тем, у системы эквайринга имеются и некоторые недостатки:
- Существует риск возникновения ошибок и сбоев при расчетах;
- Степень защиты системы не всегда может быть абсолютной, возможно похищение личных данных и средств покупателей мошенниками;
- Иногда ошибки при пользовании оборудованием может совершать и обслуживающий персонал;
- Продавец может снять с карты покупателя большую сумму, чем указана за товар, поэтому необходимо внимательно следить за чеком.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Юридический аспект
Для установления системы эквайринга между торговой организацией (включая ИП) и банком (кредитной организацией) должен быть заключен соответствующий договор на обслуживание, в котором прописываются:
- условия расчетов между сторонами;
- процент комиссионного вознаграждения (торговой уступки) для выплаты банку организациями за услуги эквайринга;
- порядок проверки наличия денег на банковских картах покупателей;
- возврат денежных средств на карточку покупателя при необходимости;
- обязанности участников, например, обеспечение торговой точки специальным оборудованием;
- ответственность сторон.
В данном случае банк выступает посредником между торговой точкой и платежной системой.
Схема и алгоритм расчетов
Кассиром активируется банковская карта покупателя посредством POS-терминала.
Сведения о карте передаются в процессинговый центр, где осуществляется проверка денежного остатка на счете покупателя.
При условии достаточной для покупки суммы, производится перевод средств со счета владельца карты на счет банка-эквайера.
Происходит распечатка слипа (квитанции из электронного терминала о произведенной финансовой операции) в 2-х экземплярах – продавцу и покупателю, которые расписываются на ней. Подписи покупателя на карте и слипе должны быть идентичны.
При благополучной авторизации денежные средства за товар списываются с карты и перечисляются банком-эквайером на счет продавца за вычетом оговоренной в соглашении комиссии (торговой уступки).
Причины отклонения банком расчетной операции могут быть следующими: неверный пин-код, недостаток средств на карте, ее блокировка, отсутствие связи с банком, осуществление мошеннических действий.
Порядок и правила подключения
Выбор торговой организацией соответствующего банка-эквайера после ряда консультаций с банками.
Согласование всех условий сотрудничества, предоставление банку предприятием информации о своей финансово-хозяйственной деятельности и иных необходимых документов.
Заключение между организацией и банком договора на обслуживание. Для продавца обязателен статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также наличие открытого текущего счета.
Предоставление участнику эквайринговой системы определяющего персонального идентификатора в соответствии с его расчетным банковским счетом.
После проверки данных и всех предыдущих формальностей (обычно занимают от одной недели до месяца) продавцу во временное пользование банком предоставляется определенное договором количество оборудования.
Pos-терминалы настраиваются квалифицированными IT-специалистами, также проводится обучение персонала организации.
Банк может осуществлять и брендирование торговой точки, т.е. ее оформление соответствующими рекламными материалами.
Если речь идет о подключении Интернет-эквайринга, то помимо заключения договорных отношений, виртуальному магазину необходимо позаботиться и о соответствующем интерфейсе, позволяющем осуществлять безналичный расчет, разработать систему возврата денежных средств, наладить связь с платежными системами.
Оплата услуг и тарифы
Проблема выбора банка торговой организации при установке системы эквайринга может быть достаточно серьезной – ведь подобные учреждения предлагают разные условия и тарифы на обслуживание. Они не всегда являются выгодными, в особенности, для малого бизнеса.
Так, часто идет привязка стоимости услуги к обороту, поэтому, если он невысок, оплата эквайринговых услуг может доходить и до 15%. В других банковских организациях торговая уступка составляет 5-7%. Однако большинство финансовых учреждений устанавливают средний тариф 1,5-3% от оборота, и часто выплата комиссионных является фиксированной.
Следует учесть, что некоторые банки берут также плату за аренду оборудования, расходные материалы, предоставление мобильного интернета, консультационные услуги и обучение персонала.
Как правило, для крупных, особо привлекательных клиентов банковские учреждения могут вводить индивидуальный подход и улучшать условия пользования эквайрингом.
Особенности сервиса для ИП
Технология эквайринга продолжает набирать популярность у малого бизнеса, однако масштабы ее распространения среди предпринимателей пока относительно невелики. Такая ситуация объясняется достаточно высокой стоимостью платежных терминалов и многолетней практикой многих предприятий «уходить от налогов». Однако первая причина в настоящее время может быть устранена самими банками, предлагающими клиентам недорогое оборудование – мобильные POS-терминалы и льготные условия сотрудничества.
Индивидуальные предприниматели должны обязательно использовать при продажах ККМ, даже несмотря на применение безналичного расчета, и выдавать покупателям кассовый чек. Суммы, поступающие с платежных карт, пробиваются на отдельную секцию ККМ и отражаются в z-отчетах отдельно. Приходный кассовый ордер на сумму безналичной выручки не выписывается.
В конце рабочего дня продавец отчитывается перед банком за все проведенные по пластиковым картам операции, для чего в банк отправляется электронный журнал, формируемый POS-терминалом.
Если в расчетах был задействован процессинговый центр, то электронный журнал поступает эквайеру в момент совершения операции.
После проверки банк не позднее следующего рабочего дня осуществляет перевод денежных средств организации, которые были оплачены по платежным картам за минусом своей комиссии. В организации комиссия банку учитывается как прочие расходы и в бухгалтерском учете и как внереализационные расходы в налоговом учете. Услуги банка по договору эквайринга НДС не облагаются.
Для многих бухгалтеров актуально ведение эквайринга в программе 1С: Бухгалтерия. Бухгалтерский учет эквайринга предполагает использование счета 57.
Преимущества и недостатки данного сервиса для малого и среднего бизнеса представлены в следующем видеосюжете:
Оставить комментарий