Эквайринг как способ оплаты за товар

Эквайринг – что это такое простыми словамиСегодня для многих потребителей товаров и услуг является удобным и привычным способ безналичного расчета в торговых точках с помощью пластиковых банковских карт.

При этом покупателям нет необходимости отсчитывать купюры и монеты, держать при себе крупные суммы наличности, а продавцам – искать сдачу.

Такая технология становится возможной с помощью платежного механизма эквайринга.

Понятие эквайринга и его виды

С английского языка слово «эквайринг» переводится как «приобретение», «получение», что коррелирует и со смыслом производимого действия. Эквайрингом является списание денежных средств со счета в банке для оплаты товаров или услуг, которое производится посредством платежного POS-терминала (mPOS, web-интерфейса) – специального оборудования.

Что такое эквайринг простыми словамиГоворя простыми словами, это прием в качестве средства оплаты товаров, работ или услуг пластиковых карт.

Эквайринг производит уполномоченный на эти действия банк, именуемый эквайером. На торговых или сервисных предприятиях в связи с этим устанавливаются платежные терминалы или импринтеры.

Выдача наличных средств владельцам банковских карт через банкомат или пункт выдачи наличных (ПВН) также является эквайрингом. К данной сфере будут относиться и различные устройства самообслуживания, которые принимают пластиковые карты.

Технология эквайринга является развитой и распространенной в современном мире. Большую часть подобного рода услуг предоставляют банки, являющиеся членами платежных систем Visa, MasterCard и American Express. Сегодня в развитых странах доля безналичных расчетов составляет около 90%, тогда как в России это всего лишь около 20-30%. Однако уже все больше торговых организаций переходят на эквайринговые услуги.

На сегодняшний день существует несколько видов эквайринга:

  • торговый;
  • интернет-эквайринг;
  • мобильный.

Торговый эквайринг – это услуга, которую банк-эквайер оказывает торговой организации (в магазинах, гостиницах, ресторанах и т.д.). Продавец принимает банковские карточки клиентов, чтобы произвести расчет за товары или услуги. С карты денежные средства перечисляются на расчетный счет продавца, при этом банком взимается комиссия в размере в среднем примерно 1,5-2,5%. Данный вид эквайринга появился раньше других, и продолжает быть достаточно популярным по сей день.

При заключении соответствующего соглашения как банк, так и торговая организация принимают на себя ряд обязательств по эквайрингу.

Виды эквайрингаТорговая организация:

  • дает возможность банку разместить оборудование для платежей на своей территории;
  • принимает для расчетов банковские карты у покупателей;
  • выплачивает определенную договором комиссию банку.

Банк-эквайер:

  • устанавливает свои терминалы в торговых точках компании-клиента;
  • занимается обслуживанием эквайрингового оборудования и поставкой расходных материалов;
  • проводит обучение с сотрудниками компании по проведению расчетных операций;
  • оказывает фирме необходимые консалтинговые услуги;
  • возмещает компании суммы, оплаченные при помощи пластиковых карт.

Интернет-эквайринг представляет собой услугу, похожую на торговый эквайринг, только здесь не происходит прямого контакта между продавцом и покупателем. Все расчеты осуществляются в Сети с помощью специальных web-интерфейсов. Оплата различных услуг (покупок, коммунальных платежей, мобильной связи, Интернета и др.) происходит посредством специальных электронных платежных систем.

Клиент совершает покупку на сайте интернет-магазина и оплачивает ее банковской карточкой. Нажимая «купить», владелец карты поручает банку-эквайеру перечислить необходимую сумму на счет виртуального продавца.

Кроме перечисленных участников, в интернет-эквайринге иногда присутствует и еще одна сторона – процессинговая компания – посредник между интернет-магазином и банком. В ее функции входит сбор данных о карточках клиентов, передача данных между банком и покупателем, а также защита держателей карт от мошенничества в сети и их информационная поддержка. Банковские учреждения устанавливают проверки в виде sms-сообщения, подтверждающего проведение платежной операции. Комиссия за пользование Интернет-эквайрингом составляет для продавцов товаров и услуг примерно 3-6% от оплачиваемых покупателями сумм.Особенности и правила интернет эквайринга

Мобильный эквайринг предоставляется при помощи специального устройства – мобильного POS-терминала (mPOS) – карт-ридера, подключаемого непосредственно к телефону (смартфону). На последнем устанавливается необходимое приложение, через которое и можно работать с известными платежными системами Visa, MasterCard и др.

Данный вид эквайринга очень динамично развивается в настоящее время и становится все более популярным. Очевидны и его преимущества по сравнению с традиционным:

  • простота в эксплуатации mPOS-терминала и его бюджетная цена;
  • возможность круглосуточного использования банковского счета;
  • безопасность такого вида безналичных расчетов для предпринимателей и их клиентов;
  • мобильность оплаты товаров и услуг без привязки к торговой точке (в такси, курьеру и т.д.).

Продавцы товаров и услуг обычно уплачивают комиссию для данного вида эквайринга в размере 2,5-3%.

Преимущества и недостатки

Эквайринг является современной технологией для расчетов с неоспоримыми преимуществами:Преимущества эквайринга для ИП и ООО

  1. Простая, понятная для всех сторон и удобная безналичная система расчетов: покупатель избавляется от необходимости всегда иметь при себе денежные суммы, а продавцу не нужно постоянно заботиться о сдаче;
  2. С покупателей при оплате не взимается комиссия, кроме того на карту часто начисляются бонусы, возвращаются определенные проценты от платежей;
  3. Точность расчетов между продавцом и покупателем (нет необходимости в сдаче, при выдаче которой можно ошибиться);
  4. Банк-эквайер получает вознаграждение за свои услуги от продавца;
  5. Банки предлагают своим клиентом различные льготные программы по эквайрингу и бесплатное обучение сотрудников организации;
  6. Торговые организации (в том числе, малый бизнес) имеют возможность более активно продвигать свой товар и сокращать издержки;
  7. Объемы продаж у малых предпринимателей с введением эквайринга по статистике увеличиваются на 20-30%. Помимо удобства для клиентов, тут играют роль и психологические моменты: посредством банковской карты покупателю легче расстаться с крупной суммой денег, да и сами карты, как правило, имеются у клиентов, склонных к дорогостоящим покупкам;
  8. Технология эквайринга защищает продавца от получения фальшивых денежных банкнот;
  9. Предпринимателям не нужно тратиться на процесс инкассации наличности.

Вместе с тем, у системы эквайринга имеются и некоторые недостатки:

  1. Существует риск возникновения ошибок и сбоев при расчетах;
  2. Степень защиты системы не всегда может быть абсолютной, возможно похищение личных данных и средств покупателей мошенниками;
  3. Иногда ошибки при пользовании оборудованием может совершать и обслуживающий персонал;
  4. Продавец может снять с карты покупателя большую сумму, чем указана за товар, поэтому необходимо внимательно следить за чеком.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Юридический аспект

Для установления системы эквайринга между торговой организацией (включая ИП) и банком (кредитной организацией) должен быть заключен соответствующий договор на обслуживание, в котором прописываются:Договор эквайринга

  • условия расчетов между сторонами;
  • процент комиссионного вознаграждения (торговой уступки) для выплаты банку организациями за услуги эквайринга;
  • порядок проверки наличия денег на банковских картах покупателей;
  • возврат денежных средств на карточку покупателя при необходимости;
  • обязанности участников, например, обеспечение торговой точки специальным оборудованием;
  • ответственность сторон.

В данном случае банк выступает посредником между торговой точкой и платежной системой.

Схема и алгоритм расчетов

Кассиром активируется банковская карта покупателя посредством POS-терминала.

Сведения о карте передаются в процессинговый центр, где осуществляется проверка денежного остатка на счете покупателя.

При условии достаточной для покупки суммы, производится перевод средств со счета владельца карты на счет банка-эквайера.

Происходит распечатка слипа (квитанции из электронного терминала о произведенной финансовой операции) в 2-х экземплярах – продавцу и покупателю, которые расписываются на ней. Подписи покупателя на карте и слипе должны быть идентичны.

При благополучной авторизации денежные средства за товар списываются с карты и перечисляются банком-эквайером на счет продавца за вычетом оговоренной в соглашении комиссии (торговой уступки).

Причины отклонения банком расчетной операции могут быть следующими: неверный пин-код, недостаток средств на карте, ее блокировка, отсутствие связи с банком, осуществление мошеннических действий.Схема и алгоритм эквайринга

Порядок и правила подключения

Выбор торговой организацией соответствующего банка-эквайера после ряда консультаций с банками.

Согласование всех условий сотрудничества, предоставление банку предприятием информации о своей финансово-хозяйственной деятельности и иных необходимых документов.

Порядок подключения услуги эквайрингаЗаключение между организацией и банком договора на обслуживание. Для продавца обязателен статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также наличие открытого текущего счета.

Предоставление участнику эквайринговой системы определяющего персонального идентификатора в соответствии с его расчетным банковским счетом.

После проверки данных и всех предыдущих формальностей (обычно занимают от одной недели до месяца) продавцу во временное пользование банком предоставляется определенное договором количество оборудования.

Pos-терминалы настраиваются квалифицированными IT-специалистами, также проводится обучение персонала организации.

Банк может осуществлять и брендирование торговой точки, т.е. ее оформление соответствующими рекламными материалами.

Если речь идет о подключении Интернет-эквайринга, то помимо заключения договорных отношений, виртуальному магазину необходимо позаботиться и о соответствующем интерфейсе, позволяющем осуществлять безналичный расчет, разработать систему возврата денежных средств, наладить связь с платежными системами.

Оплата услуг и тарифы

Оплата услуг и тарифы эквайрингаПроблема выбора банка торговой организации при установке системы эквайринга может быть достаточно серьезной – ведь подобные учреждения предлагают разные условия и тарифы на обслуживание. Они не всегда являются выгодными, в особенности, для малого бизнеса.

Так, часто идет привязка стоимости услуги к обороту, поэтому, если он невысок, оплата эквайринговых услуг может доходить и до 15%. В других банковских организациях торговая уступка составляет 5-7%. Однако большинство финансовых учреждений устанавливают средний тариф 1,5-3% от оборота, и часто выплата комиссионных является фиксированной.

Следует учесть, что некоторые банки берут также плату за аренду оборудования, расходные материалы, предоставление мобильного интернета, консультационные услуги и обучение персонала.

Как правило, для крупных, особо привлекательных клиентов банковские учреждения могут вводить индивидуальный подход и улучшать условия пользования эквайрингом.

Особенности сервиса для ИП

Технология эквайринга продолжает набирать популярность у малого бизнеса, однако масштабы ее распространения среди предпринимателей пока относительно невелики. Такая ситуация объясняется достаточно высокой стоимостью платежных терминалов и многолетней практикой многих предприятий «уходить от налогов». Однако первая причина в настоящее время может быть устранена самими банками, предлагающими клиентам недорогое оборудование – мобильные POS-терминалы и льготные условия сотрудничества.

Эквайринг для ИПИндивидуальные предприниматели должны обязательно использовать при продажах ККМ, даже несмотря на применение безналичного расчета, и выдавать покупателям кассовый чек. Суммы, поступающие с платежных карт, пробиваются на отдельную секцию ККМ и отражаются в z-отчетах отдельно. Приходный кассовый ордер на сумму безналичной выручки не выписывается.

В конце рабочего дня продавец отчитывается перед банком за все проведенные по пластиковым картам операции, для чего в банк отправляется электронный журнал, формируемый POS-терминалом.

Если в расчетах был задействован процессинговый центр, то электронный журнал поступает эквайеру в момент совершения операции.

После проверки банк не позднее следующего рабочего дня осуществляет перевод денежных средств организации, которые были оплачены по платежным картам за минусом своей комиссии. В организации комиссия банку учитывается как прочие расходы и в бухгалтерском учете и как внереализационные расходы в налоговом учете. Услуги банка по договору эквайринга НДС не облагаются.

Для многих бухгалтеров актуально ведение эквайринга в программе 1С: Бухгалтерия. Бухгалтерский учет эквайринга предполагает использование счета 57.

Установка эквайринга дает предпринимателям существенные преимущества при проведении безналичных расчетов перед наличными. Доказано, что торговая организация, использующая  данную передовую технологию, имеет не только множество степеней свободы в своем развитии, но и весомо увеличивает финансовую прибыль.

Преимущества и недостатки данного сервиса для малого и среднего бизнеса представлены в следующем видеосюжете:

Оставить комментарий