Маркетинговая часть в бизнес плане: правила и порядок оформления

План маркетинга в бизнес планеНаверное, многие экономисты согласятся с мнением о том, что любой вид коммерческой деятельности не может обойтись без достаточно важно документа, которым является бизнес-план.

Одним из ключевых разделов этого документа является маркетинговый план, от правильности составления которого во многом зависит эффективность самого бизнес-плана, так как здесь прописываются основные аспекты предполагаемой предпринимательской деятельности, а также пути реализации бизнесовой идеи.

Чтобы понимать важность плана маркетинга, в этой статье мы подробно остановимся на описании всех важных моментов составления этого раздела бизнес-плана.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Какова роль маркетинговой части

Скачать пример бизнес-плана кафе с полным маркетинговым разделом.

План маркетинга является своего рода стратегией развития начинающего бизнеса, значение которой заключается в следующих важных моментах:

  • Роль и назначение маркетингового плана в бизнес планеблагодаря детальной разработке каждого подпункта маркетингового плана можно не только спланировать начальную стадию развития бизнеса, но и использовать экономические наработки непосредственно на каждом этапе коммерческой деятельности;
  • преимуществом этого раздела бизнес-плана является то, что в нем просчитано точное количество средств, необходимых для развития коммерческой деятельности, а также сколько нужно привлечь денег со стороны в экономический проект;
  • правильно разработанный план маркетинга способствует эффективному распределению вложенных финансовых средств, при этом абсолютно исключается проблема их нецелевого использования;
  • к числу достоинств маркетингового планирования смело можно отнести тщательное оценивание потенциальных экономических рисков, что, в свою очередь, позволит сосредоточиться на основном пути развития бизнеса, не допуская при этом ненужных денежных трат.

Как видим, значительность плана маркетинга весьма существенна, поэтому, в первую очередь, необходимо знать о правильном построении структуры этого раздела бизнес-плана.

Основные аспекты структуры

Как правило, маркетинговая часть бизнес-плана состоит из следующих основных компонентов:

Структура маркетингового плана в бизнес-плане

  • цели и задачи маркетинга включают в себя информацию о компании или фирме, а также об их направлении деятельности;
  • описание выпускаемой продукции или предоставление услуг имеет своей целью дать полную и качественную характеристику основному продукту производства;
  • определение целевой аудитории, представители которой будут являться основными потребителями производимого продукта;
  • ценообразование показывает экономические пути определения стоимости продукции или услуг;
  • анализ рынка и конкурентов способствует продвижению реализации создаваемого продукта;
  • прогнозирование затрат на производство;
  • способы продвижения;
  • сбыт продукции является ключевым моментом маркетингового плана;
  • расчет бюджета маркетинга позволяет четко установить, столько необходимо вложить финансовых средств для успешной реализации бизнес идеи.

Чтобы понимать важность каждого пункта плана маркетинга, остановимся более подробно на описании содержания каждого из них.

Описание пунктов плана

Чтобы маркетинговая часть бизнес-плана была весьма эффективной, то стоит придерживаться следующих рекомендаций при разработке этого раздела документа.

Цели и задачи маркетинга

Этот пункт должен осветить следующие немаловажные аспекты:

  • полная информация о создаваемом предприятии;
  • для каких целей создается производство;
  • каков должен быть результат организации бизнеса.

Иначе говоря, этот раздел плана маркетинга должен содержать основные аспекты, касающиеся данных о создаваемой компании, а также в общих чертах о производимой продукции.Цели и задачи маркетингового плана

Характеристика товаров или услуг

Основной целью этого пункта маркетингового плана является четкое и подробное описание производимого товара или услуги для того, чтобы потребитель четко понимал, зачем ему будет нужно приобрести этот продукт.

Стоит также отметить, что характеристика производимого товара или предоставляемой услуги в целом значительно улучшает эффективность изобретаемой бизнес идеи.

В этой части маркетингового плана должны содержаться следующие важные моменты:

  • Резюме, которое значительно облегчает написание всех последующих пунктов.
  • Характеристика товаров и услуг в маркетинговом планеОписание товара или услуги, прежде всего, должно дать ответы на следующие вопросы:
    • что собой представляет продукция;
    • выгода потребителя от приобретения данного товара или услуги;
    • какие характерные особенности выпускаемого продукта;
    • для какой категории лиц предлагается продукция;
    • настолько  хорошо налажен технологический процесс изготовления;
    • если есть недостатки в выпускаемой продукции, то, как в будущем собираетесь их снивелировать.
  • Сравнение с конкурирующими аналогами продукции должно дать ответ на вопрос о том, чем ваша продукция более качественная и оптимальная для приобретения;
  • Планирование выпуска новых видов продукции должно показать перспективы развития вашего бизнеса, соответственно, значительно улучшить имидж уже выпускаемых товаров или услуг.

Определение целевой аудитории

Данный пункт должен содержать более подробную информацию о тех людях, для кого будет оптимальным приобретение выпускаемого товара или предоставляемой услуге.

Например, этот пункт может иметь следующее содержание: «Целевая аудитория нашей продукции – это мужчины Петербурга с ежемесячным доходом в 50 тыс. рублей. А это около 50 тысяч клиентов нашей компании. С помощью нашей продукции можно с легкостью решить ту или иную проблему».

Ценообразование

В этом подпункте маркетингового плана вы должны подробно изложить подробную информацию о точке зрения, которая была исходящей при образовании стоимости товара или услуги.

При этом, стоит учитывать ряд следующих немаловажных аспектов:

  • образование цены обязательно должно привлечь потребителей;
  • если конкурентная цена на аналогичные товары низкая, то, соответственно, и вы должны подвести стоимость выпускаемой продукции под эти цены;
  • если целевая аудитория производимого товара или предоставленной услуги имеет хороший доход, то ваше стремление должно быть направленно на обоснованность высокой цены.

Ценообразование товаров и услуг в маркетинговом планеСтоит также отметить, что соблюдение вышеописанных рекомендаций можно осуществить следующими способами:

  • сравнение с ценами конкурентов на аналогичный товар или услугу;
  • описание популярности выпускаемого вида продукции среди потребителей;
  • сделать акцент на уникальных качествах выпускаемой продукции или предоставляемой услуге;
  • привести веские доводы, касающиеся правила: «Цена продукции = Себестоимость изготовления + Чистая прибыль».

Анализ рынка и конкурентов

Многие начинающие предприниматели очень часто недооценивают значение конкуренции в развитии своего бизнеса, и как следствие, производят поверхностный анализ рынка, что в будущем, несомненно, приводит к краху задуманной бизнес идее.

Мы же, в свою очередь, настоятельно рекомендуем обратить особое внимание на этот раздел бизнес-плана, даже в том случае, когда вы являетесь, чуть ли не единственным производителем продукции в отдельно взятом регионе.

Анализ рыночных отношений в маркетинговом плане должен отобразиться в виде ответов на следующие вопросы:

  • Анализ рынка и конкурентов в маркетинговом планекакая величина рынка в сегменте выпускаемых предприятием товаров;
  • оценка динамики рынка, иначе говоря, является он прогрессирующим, стабильным или убыточным;
  • какой будет доля товаров или услуг, предоставляемых своей компанией;
  • перспектива достижения максимальной доли на рынке;
  • что необходимо сделать для расширения рынка реализации;
  • какие нужно выделить средства для расширения сбыта продукции или реализации услуг;
  • существуют ли альтернативные пути для того, чтобы занять весомое место на рынке сбыта товаров или услуг;
  • какие шансы создаваемой компании в ракурсе конкуренции на рынке;
  • факторы, влияющие на ценовую политику предприятия;
  • удовлетворяет ли потребителей качество выпускаемой продукции или предоставления услуг.

Что же касается анализа конкуренции, то здесь, в первую очередь, стоит осветить следующие немаловажные аспекты:

  • кто на рынке является прямым конкурентом, который предлагает аналогичные товары или услуги;
  • какие из конкурирующих компаний распространяют некачественный продукт, однако могут переманить на свою сторону значительный круг потребителей;
  • ценовая политика конкурентов, и если есть отличия в стоимости товаров и услуг, то в чем они заключаются;
  • на какие географические регионы распространяется коммерческая деятельность конкурирующего производства;
  • какой сегмент рынка занимает конкурент, и собирается ли при этом развивать свои сферы реализации продукции.

Таким образом, проведя по вышеописанным критериям полный анализ рынка и конкуренции, в плане маркетинга вы отобразите потенциальную возможность реализации своей продукции или услуг.

Затраты на производство

Данный пункт в маркетинговом плане должен отобразиться подробным раскрытием следующих фактов:

  • стоимость закупки сырья;
  • клининговые и канцелярские расходы;
  • оплата труда персонала;
  • платежи за коммунальные услуги;
  • аренда помещений и оборудования для производства продукции;
  • прочие расходы, касающиеся отдельно взятого бизнеса.

Совокупность всех указанных статей расхода будет непосредственно указывать на уровень себестоимости товаров или услуг, производимые вашей будущей компанией.Затраты на производство в маркетинговом плане

Способы продвижения товаров

Стоит понимать, что основным способом продвижения продукции является реклама.

В маркетинговом разделе бизнес-плана нужно четко указать информацию о рекламных материалах, которые будут способствовать продвижению вашего товара или услуги на рынке, а именно:

  • реклама в средствах массовой информации;
  • полиграфическая продукция;
  • рекламные ролики на сетевых ресурсах;
  • проведение рекламных акций;
  • личные продажи выпускаемых товаров;
  • прочие акции, способствующие продвижению товаров или услуг.

Однако стоит знать, что все рекламные продукты должны быть нацелены на  группу потребителей, у которых есть возможность приобретать данный вид продукции.

Средства, потраченные на рекламное продвижение товара, являются неотъемлемой частью себестоимости продукции!

Сбыт продукции

Успешная реализация выпускаемой продукции зависит от трех следующих важных аспектов:

  • налаженная связь с потребителем;
  • хранение товара;
  • транспортировка продукции.

Поэтому, чтобы взаимосвязь указанных аспектов была полноценной, в маркетинговом плане стоит указать ряд следующих факторов:

  • кто будет являться потребителем, при этом стоит также указать стоимость средней покупки;
  • информация о товаре должна содержать технические характеристики, в том числе стоимость, период хранения, массу и прочие показатели;
  • пути реализации товара, при этом должно быть оговорено прямой или косвенный канал поставки, а также какие существуют договоренности относительно различного рода договоренностей и всевозможных ограничений.

Планирование сбыта продукции в маркетинговом плане

Бюджет

При планировании бюджета коммерческой деятельности в маркетинговой части бизнес-плана должны быть отражены следующие моменты:

  • организация надежной сети реализации продукции или услуг;
  • повышение уровня качества товара в конкурентной среде;
  • постоянный анализ движения товарно-материальных ценностей на конъюнктурном рынке;
  • употребление рекламных методов сбыта продукции.

Особенности маркетинговой стратегии

Особенности маркетинговой стратегииПрежде всего, стоит понимать, что любое коммерческое предприятие создается с определенными целями, иначе говоря, с целью получения правомерной выгоды от реализации товаров или услуг.

Исходя из этого, в плане маркетинга стоит осветить следующие моменты:

  • факторы, при которых бизнес-проект будет развиваться успешно;
  • оптимальные способы продвижения продукции;
  • быстрое изменение ценовой политики при колебаниях рыночной стоимости товаров;
  • эффективность действий в конкурентной борьбе.

Маркетинг предполагаемого бизнеса предусматривает долгосрочную стратегию развития коммерческой деятельности.

Поэтому нужно правильно подобрать средства для достижения поставленных целей!

Ошибки, допускаемые при составлении данного раздела

Человек, собравшийся внедрить в жизнь бизнес идею, прежде всего, должен учитывать даже незначительные нюансы коммерческой деятельности.

Но, к слову сказать, что многие начинающие предприниматели при составлении бизнес-плана, допускают следующий ряд типичных ошибок:

  • представление достаточно оптимистичного планирования предполагаемой реализации продажи продукции;
  • в маркетинговой части отсутствует подтверждение долгосрочной перспективы бизнеса;
  • недооценка конкуренции может практически уничтожить возникшую бизнес идею;
  • неправильный расчет финансовых средств, определяемых для организации бизнеса;
  • план маркетинга не доносит полной информации к потенциальным инвесторам.

Поэтому, чтобы не допускать таких ошибок при составлении маркетингового плана, наверное, начинающему бизнесмену стоит придерживаться всех советов и рекомендаций, изложенных в этой статье.

О необходимости составления маркетингового плана рассказано в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Оставить комментарий