Закон о применении контрольно-кассовой техники

Закон 54-фз о применении контрольно-кассовой техники изменения с 2016Практически каждый из нас ежедневно совершает хотя бы небольшие приобретения в небольшом или крупном магазине. Мы уже привыкли получать вместе со сдачей от кассиров чек на совершенную покупку.

Однако, в некоторых торговых точках, продавцы, ссылаясь на работу без кассы, не выдают таких чеков. Когда же такое действие правомерно, и зачем вообще принято использовать кассовую технику?

О чем гласит закон 54 ФЗ

Скачать актуальную редакцию ФЗ №54 с изменениями от 03.07.2016 года.
Нормы, регулирующие правила применения кассовых аппаратов установлены Федеральным законом № 54-ФЗ от 22.05.2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Согласно указанному нормативному акту к контрольно-кассовой технике относят машины, имеющие фискальную память, фиксирующую ежесуточно (ежесменно) информацию о учете денежных расчетов наличными деньгами, или расчетов с помощью так называемых платежных карт.

Основное содержание Федерального закона 54 ФЗДелается это, прежде всего для целей налогообложения торговой организации, с целью контроля за объемом продаж и выручки, расчета налоговой базы с которой, собственно, и уплачиваются налоги.

Важно:

  • к ККТ относят не только сами кассовые аппараты, но и банкоматы и платежные терминалы;
  • чеки/платежные документы должны выдаваться не только при покупке товаров, но и при оказании услуг или выполнении работ.
  • применяемые аппараты должны быть включены в единый Госреестр, ведущийся для всей РФ.

Многие предприниматели ошибочно полагают, что при применении упрощенного налогообложения они вправе не применять кассовые аппараты. На самом деле эта обязанность не зависит от режима налогообложения (ОСН/УСН). Также ККТ применяется при расчетах с любым покупателем (как физлицом, так и нет), внесении аванса или основного платежа, посреднической торговле.

Статьей 2 ФЗ-54 установлено, что без использования касс вправе работать организации и ИП, если они:

  • продают газетно-журнальную продукцию и сопутствующие товары (причем учет того и другого производится по отдельности);
  • реализуют ценные бумаги или лотерейные билеты;
  • распространяют проездные и талоны для проезда на городском транспорте;
  • занимаются организацией питания в учебных заведениях;
  • торгуют на рынках и других местах торговли (исключая павильоны, киоски и др. приспособленные помещения);
  • занимаются мелкорозничной продажей вразнос, с лотков, палаток и т.д.;
  • продают мороженое и безалкогольные напитки в розлив;
  • реализуют овощи, бахчевые;
  • принимают вторсырье от населения (кроме металлолома);
  • продают предметы культового назначения, литературу (на территории и в зданиях соответствующей принадлежности);
  • продают знаки почтовой оплаты по номиналу.

Применение закона 54-ФЗТакже вправе не использовать ККТ юрлица и ИП, торгующие в труднодоступных районах перечнем продукции, находящейся в списках, утверждаемых органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, и аптечные организации, расположенные в фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности (если имеется соответствующая лицензия и отсутствуют другие аптечные организации).

При продаже слабоалкогольных напитков, кроме сидра, пива и тому подобных напитков, кассовые аппараты применяются всеми субъектами, даже находящимися на уплате налога на вмененный доход.

Если при оказании услуг физическим лицам, при расчетах выдается бланк строгой отчетности (БСО), касса тоже не нужна. Во всех остальных случаях, кроме указанных, все торговые и неторговые организации и предприниматели обязаны выдать покупателю/клиенту кассовый чек.

О содержании, применении данного закона, а также об изменениях рассказано в следующем вебинаре:

Поправки в закон о ККТ: практическое применение, плюсы и минусы

Изменения в закон 54 ФЗ О применении контрольно-кассовой техникиЗа период действия Закона № 54-ФЗ, в него периодически вносились изменения в целях совершенствования деятельности по учету объемов продаж/доходов хозяйствующих субъектов (всего их внесено 10).

Однако, поправка, вступившая в силу марта 2015 года (изменяющий документ: ФЗ № 51-ФЗ от 08.03.2015), скорее направлена на облечение жизни предпринимателей, чем на фискальную политику государства.

Изменения в ст. 3 ФЗ-54, установили, что при исключении какой-либо модели контрольно-кассовой техники из Госреестра ККТ, она по-прежнему может применяться (эксплуатироваться) до конца срока службы, установленного изготовителем (но не более десяти лет).

Этот срок, как правило, указан в документах на техническое средство (паспорт изделия, инструкция по эксплуатации), и редко превышает вышеупомянутый десятилетний срок.

Учитывая, что стоимость кассового аппарата, даже самого непритязательного, существенная, возможность пользоваться приобретенной моделью, весьма выгодна для предпринимателей. Это позволяет сэкономить на текущих расходах, не отвлекать средства из оборота, и в конечном итоге, имеет положительное значение.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Штрафы за нарушения и несоблюдение закона

Предприниматели перед использованием ККТ обязаны зарегистрировать ее в налоговой инспекции.

Кроме того, кассовый аппарат должен быть исправным, опломбированным, а при применении ККТ главная обязанность продавца — выдать покупателю чек.

За несоблюдение любого из вышеназванных требований закона, контролирующим органом может быть наложено административное взыскание.

Функции контроля осуществляют налоговые органы.

Ответственность, за нарушения правил применения ККТ, установлена статьей 14.5, ч. 2 КоАП РФ:Штрафы за нарушения закона 54-ФЗ

  • за неприменение кассового аппарата, если он должен использоваться (то есть, деятельность предпринимателя не относится к предусмотренным ст.2 ФЗ-54 исключениям);
  • за применение ККТ, не зарегистрированного в ИФНС;
  • за несоответствие суммы в чеке стоимости покупки.

В любом из указанных случаев, налоговики вправе применить сразу два штрафа: на организацию в сумме от 30 до 40 тыс. руб., и на ее руководителя (3-4 тыс. руб.).

Аналогичный штраф применим и в случае невыдачи бланка БСО, если он должен выдаваться.

Необходимо сказать, что органы контроля активно пользуются правом проверки факта невыдачи чека при покупке, и ссылка на неисправность аппарата, или другую причину не считается уважительной. При этом важно помнить, что отсутствие модели ККТ в Госреестре кассовых аппаратов не является правонарушением, если срок службы аппарата еще не истек.

О планируемых изменениях в данном законе в 2016 году рассказано в следующем видеоматериале:

Оставить комментарий